ЭТИКО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Н. М. КАРАМЗИНА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РОССИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Н.С. Чижков
Институт философии РАН, Москва, Российская Федерация nik.fall@gmail.com
Ключевые слова: исторический процесс, социальная философия, нравственный закон, Просвещение, просвещение, воспитание, образование, монархия, республика, государство, свобода, historical process, social philosophy, moral law, Enlightenment, monarchy, republic, state, freedom
Страницы: 2735-2743
Аннотация
Статья посвящена анализу влияния мировоззрения Н. М. Карамзина на характер и принципы его социальных и исторических исследований. Сначала исследуется влияние идей эпохи Просвещения на формирование этико-философского мировоззрения Н. М. Карамзина. Наиболее существенную роль в становлении его мировоззрения оказало именно немецкое Просвещение, с которым он познакомился еще в юности благодаря своему наставнику и учителю, профессору Московского университета Иоганну Матиасу Ша- дену. В отличие от французского, немецкое было ориентировано не столько на вопросы социально-политического устройства общества, сколько на вопросы нравственного и интеллектуального совершенствования человека, в котором народное образование и воспитание занимает ключевое место. Разработка политической доктрины явно не была в центре внимания немецкого Просвещения. Несогласие с французской мыслью состояло в первую очередь в неприятии логики этой мысли, которая шла от общества к личности, полагая, что изменение социально-политического устройства общества неизбежно повлечет нравственное совершенствование человека. Трагедия французской революции, как считал Н. М. Карамзин, доказала ошибочность этой логики. По мысли Н. М. Карамзина, логика размышлений должна быть обратной: от личности к обществу. Он развивает эту точку зрения в своей социальноисторической концепции, в рамках которой разум и нравственность понимаются в качестве реальной исторической силы, действующей через людей, через их осознание себя в качестве нравственных существ. Социальные изменения становятся реальными, а политические институты начинают работать только по мере «нравственного воспитания человека... и политического воспитания гражданина». Именно максимально широкое образование и просвещение народа, считал Н. М. Карамзин, должно быть основной задачей государства, которая в итоге приведёт страну к устойчивому эволюционному развитию и предотвратит впадение населения в революционные крайности. Полемика среди отечественных мыслителей вокруг этой точки зрения представлена в заключительном разделе статьи.
DOI: 10.15372/PEMW20190210 |