НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Ш.М. Шуиншина1, Е.А. Альпеисов2, Е.А. Туяков3, Б.С. Ахметова1
1Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, Нурсултан, Казахстан 264@mail.ru 2Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, Нурсултан, Казахстан e_alpeisov@mail.ru 3Казахский национальный педагогический университет им. Абая, Алматы, Казахстан t.esen.a@mail.ru
Ключевые слова: непрерывность в образовании, преемственность образовательных программ, государственный общеобязательный стандарт образования, модульные образовательные программы, среднее образование, высшее и послевузовское образование, continuity in education, continuity of educational programs, state obligatory educational standard, modular educational programs, secondary education, higher and postgraduate education
Страницы: 2775-2785
Аннотация
Главное условие создания целостной системы непрерывного образования - обеспечение преемственности между уровнями общего среднего и высшего образования. В статье рассмотрены нормативные требования к соблюдению принципа преемственности образовательных программ общего среднего и высшего педагогического образования. В Казахстане осуществляется процесс внедрения обновленного содержания школьного образования, которое направлено на обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, усиление воспитательной составляющей с учетом духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «МэцгШк Ел». Поэтапный переход к обновленному содержанию осуществляется на основе Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы. В связи с этим разработаны и утверждены государственные общеобязательные стандарты образования, типовые учебные планы и учебные программы. Обновление содержания школьного образования ставит перед собой главную цель - совершенствование профессионально-методической подготовки будущих учителей в педагогических высших учебных заведениях в контексте обновления образовательной программы высшего образования. Содержание образовательных программ высшего педагогического образования должно быть нацелено на реализацию принципа непрерывности изучения школьного курса, т. е. представлено преемственно связанными друг с другом разделами дисциплины, в том числе в интеграции с методическими дисциплинами, что значительно улучшит качество профессиональной подготовки будущих учителей. Однако результаты анализа действующих отечественных образовательных программ высшего и послевузовского образования показали, что в их содержании не в полной мере учтены внесенные в школьные программы изменения, дисциплины были слабо скорректированы с содержанием школьного образования, не во всех педагогических вузах страны учитывается сбалансированность, спецдисциплины слабо скоррелированы с методикой преподавания. Это в свою очередь отрицательно сказывается на качестве подготовки педагогов-учителей и может привести к нарушению требований законодательства. От качества подготовки выпускников специальностей в педвузе зависит качество обучения школьников, а значит и будущее школьного образования. Таким образом, изменения, происходящие в содержании общего среднего образования и методах педагогического обучения, требуют совершенствовать преемственные связи, искать новые пути реализации обеспечения преемственности между образовательными программами разных уровней образования.
DOI: 10.15372/PEMW20190214 |