ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАФЕДРЫ ГРАФИЧЕСКОГО ЦИКЛА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
А.В. Петухова
Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск,Российская Федерация petukhovaav@yandex.ru
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровое информационное пространство, информационное пространство инженерно-графической подготовки, education digitalization, digital information space, information space of engineering and drawing training
Страницы: 2786-2794
Аннотация
В статье рассматривается состояние системы инженерно-графической подготовки в период глобальной цифровизации, раскрывается специфика понятия «цифровизация» применительно к системе образования в целом и применительно к системе инженерно-графической подготовки студентов технического вуза. Подчеркивается, что уровень цифровизации является результатом комплексного влияния глобальных социально-экономических факторов, объективных тенденций развития общества и комплекса специфических условий, сложившихся в среде конкретного учебного заведения. Приводятся следующие признаки вхождения системы образования в цифровое пространство: формируется электронная образовательная среда; вузы страны образуют единое образовательное пространство; развивается и совершенствуется технология разработки электронных средств обучения; создаются и внедряются системы электронного документооборота; население обеспечивается доступом к электронным ресурсам. В статье проводится анализ структуры цифрового информационного образовательного пространства, выделяются несколько его уровней: национальное информационное пространство, пространство региона, вуза, информационное пространство кафедр, персональное информационное пространство. Анализируются два основных контура информационных потоков (внешний и глобальный), охватывающих информационное пространство отдельных подразделений вуза (кафедр, факультетов и пр.). Характеризуются структурные компоненты информационного пространства кафедры: организационно-управленческий, содержательный и учебно-методический. Описывается специфика образовательного пространства графической кафедры и подчеркивается, что формирование актуальной цифровой информационной среды является одним из важнейших условий её эффективного функционирования. Отмечается необходимость проведения целенаправленных мероприятий по формированию цифрового образовательного пространства кафедр графического цикла. Приводятся примеры и результаты деятельности кафедры «Графика» Сибирского государственного университета путей сообщения по созданию цифровой информационной инженерно-графической подготовки студентов вуза. Отмечается, что цифровизация инженерно-графической подготовки стимулирует когнитивные аспекты обучения, повышает познавательный интерес и мотивацию у обучающихся, создаёт условия для освоения навыков совместной работы.
DOI: 10.15372/PEMW20190215 |