МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.В. Селезнева
Омский автобронетанковый инженерный институт, Омск, Российская Федерация olsel55@ya.ru
Ключевые слова: экологическое право, военная экология, военное образование, экологические требования, экологические намерения, environmental education, military education, military ecology teaching methodology, environmental and legal culture of military personnel
Страницы: 2802-2813
Аннотация
Изучение нормативно-правовой базы экологического обеспечения военной деятельности необходимо военнослужащим, с одной стороны, для эффективного управления природоохранной деятельностью, с другой - для оценки, анализа и прогноза возможных вариантов мероприятий и их целесообразности с точки зрения соблюдения требований действующего экологического законодательства РФ и приказов Министра обороны (МО) РФ. Для того чтобы эти способности стали неотъемлемым компонентом профессиональной деятельности военнослужащего, эколого-правовое обучение должно проходить на межпредметном уровне взаимодействия между дисциплинами всех учебных циклов и модулей. Цель исследования состоит в разработке организационно-методических рекомендаций для формирования эколого-правовой культуры в образовательном процессе военно-инженерного вуза. Методология. Основанием разработки методических рекомендаций для формирования эколого-правовой культуры в образовательном процессе военно-инженерного вуза послужили идеи интеграции профессионального и экологического образования (А. В. Гагарин, Е. И. Чердымова). Результаты и обсуждения. В тексте представлено обоснование отбора необходимого и достаточного содержания руководящих и нормативных документов для формирования эколого-правовой культуры в образовательном процессе; авторский взгляд на специфику реализации общедидактических принципов в системе военного образования; раскрыто содержание понятия «эколого-правовая культура военнослужащего»; описана методика изучения нормативно-правовой базы экологического обеспечения военной деятельности для повышения эколого-правовой культуры военнослужащих; даны общие организационно-методические рекомендации по их изучению в рамках экологического образования в военно-инженерном вузе; приведены примеры учебных заданий. Выводы: изучения нормативно-правовой базы экологического обеспечения военной деятельности должно носить системный характер. Реализация принципа прикладной направленности профессионального образования предполагает изучение эколого-правовых вопросов применительно к служебной, эксплуатационной и военно-педагогической деятельности военнослужащих. Ожидать повышения эколого-правовой культуры возможно, если изучение нормативно-правовой базы экологического обеспечения военной деятельности будет направлено на усвоение требований основного перечня нормативно-правовых актов; формирование умения выделять экологическую составляющую в мероприятиях военной деятельности; применение положений действующего экологического законодательства при выполнении сложных комплексных научно-исследовательских работ военно-инженерного профиля.
DOI: 10.15372/PEMW20190217 |