Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.191.181.231
    [SESS_TIME] => 1713409549
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 0ce2018e2a15b988152e86ab8fb51a3d
    [UNIQUE_KEY] => e76848c8589cc696356f630447c8108f
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия науки

2019 год, номер 3

ПОЯВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ КВИЕТИЗМА И СПЕЦИФИКА ФАТАЛИЗМА СПИНОЗЫ

В.П. Горан
Институт философии и права СО РАН, 630090, Новосибирск, ул. Николаева 8
goran@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: Спиноза, Молинос, научное миропонимание, религиозное миропонимание, фатализм, активность человека, квиетизм, Spinoza, Molinos, scientific understanding of the world, religious understanding of the world, fatalism, human activity, quietism
Страницы: 3-30

Аннотация

В статье сопоставлены важнейшие составляющие позиций нидерландского философа Бенедикта Спинозы и испанского священника Мишеля Молиноса, опубликовавшего свое произведение почти одновременно с завершением работы Спинозы над его итоговым трактатом «Этика». Сопоставление их позиций представляется весьма показательным. Дело в том, что Молинос - создатель концепции квиетизма. Это вариант религиозного миропонимания, когда во главу угла ставится признание безусловной предопределенности богом решительно всего, в том числе и происходящего в жизни человека. Отсюда рекомендация Молиносом верующему человеку позиции полного безразличия ко всему происходящему, в том числе и с самим этим человеком. А Спиноза - один из тех, причем самых ярких, европейских философов первого века Нового времени, которые ориентированы не на религиозное, а на тогда еще только формирующееся научное миропонимание. Но и он привержен представлению о тоже однозначно необходимом характере решительно всего имеющего место в мироздании. И все же позиция, касающаяся проявлений активности человека, у Спинозы диаметрально противоположна таковой у Молиноса. Поскольку человек, по Спинозе, составляющая универсума, его собственная активность - один из факторов, определяющих происходящее в мироздании.

DOI: 10.15372/PS20190301