Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.215.77.88
    [SESS_TIME] => 1711711025
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 473a6a0d958754f5e9a26bb654f9fa92
    [UNIQUE_KEY] => 419ee24927d363ce0548e2b112a5be69
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Регион: экономика и социология

2019 год, номер 4

1.
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РЕГИОНЫ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТАГНАЦИИ И ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ЗНАЧИМОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А.Г. Аганбегян
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, Москва
aganbegyan@ranepa.ru
Ключевые слова: стагнация, экономический рост, инвестиции, человеческий капитал, благосостояние, stagnation, economic growth, investment, human capital, well-being
Страницы: 3-23

Аннотация >>
В статье обсуждается жизненно важная необходимость возобновления социально-экономического роста в России. В регионах главным драйвером социально-экономического развития должна стать мобилизация инвестиций в основной капитал и вложений в экономику знаний, в особенности в человеческий капитал. Именно человеческий капитал, знания и умения человека определяют социально-экономический рост. В статье рассматривается, какими возможностями обладают регионы в улучшении благосостояния населения.

DOI: 10.15372/REG20190401


2.
АКАДЕМГОРОДОК 2.0: СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

В.Е. Селиверстов
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия
sel@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: Академгородок 2.0, Новосибирский научный центр СО РАН, Новосибирский государственный университет, зона наукополиса, региональные инновационные системы, Стратегия научно-технологического развития РФ, научно-образовательный центр, центры компетенций мирового уровня, сценарии развития, система управления, Национальная научно-технологическая корпорация развития Сибири, Akademgorodok 2.0, Novosibirsk Scientific Center SB RAS, Novosibirsk State University, Science City area, regional innovation systems, Russia’s Strategy for Science and Technology Development, research and educational center, world-class centers of excellence, development scenarios, management system, National Science and Technology Corporation for Siberia’s Development
Страницы: 24-54

Аннотация >>
В статье рассмотрены первые шаги в реализации Программы развития Новосибирского научного центра как территории с высокой концентрацией исследований и разработок (мегапроект «Академгородок 2.0») и некоторые результаты обоснований перспектив развития ННЦ СО РАН в ареале, названном зоной наукополиса Новосибирской агломерации. Рассмотрены подходы к формированию сценариев развития этой зоны в единстве социально-экономических, научно-технологических, инфраструктурных и градостроительных решений. Представлены образы будущего Академгородка 2.0 для трех рассмотренных сценариев. Проанализированы подходы к формированию системы управления в зоне наукополиса (в том числе при ориентации на Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В качестве альтернативной модели управления сформулировано предложение об организации Национальной научно-технологической корпорации развития Сибири как акционерного общества, которое должно не только обеспечивать эффективное использование выделяемых на проекты Академгородка 2.0 средств, но и решать задачу зарабатывания и воспроизводства финансовых ресурсов на эти цели.

DOI: 10.15372/REG20190402


3.
ОЦЕНКА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СВЯЗНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

Е.А. Коломак1,2
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия
ekolomak@academ.org
2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: пространственная связность, экономическая активность, регионы России, эконометрические оценки, spatial coherence, economic activity, Russian regions, econometric estimates
Страницы: 55-72

Аннотация >>
В статье исследуется изменение эффектов пространственной связности экономической активности регионов России за период с 1997 по 2016 г. Количественные оценки получены на основе методов пространственной эконометрики, используются две спецификации модели: модель пространственного лага и модель пространственной ошибки. Связи между регионами моделируются через пространственные внешние эффекты, которые описываются двумя способами: с помощью матрицы соседства и матрицы обратных расстояний. Тестируются следующие гипотезы: 1) единая макроэкономическая политика и интеграция рынка стимулируют рост пространственной связности экономической активности; 2) западные территории страны имеют более тесные пространственные связи по сравнению с восточными; 3) введение санкций в отношении России стимулировало формирование новых и укрепление имеющихся внутренних связей и усиление пространственной связности страны. Оценки показали, что нет отчетливых тенденций в изменении пространственной связности экономической активности в России, что на межрегиональные взаимодействия не повлияли и международные санкции. Важные для экономической активности связи поддерживаются главным образом с соседними регионами. Кооперация, возникающая между регионами, не является глубокой в пространственном измерении и быстро затухает с увеличением расстояния. Это находит подтверждение и в том, что для европейской части страны пространственные связи являются более значимым фактором развития по сравнению с восточными регионами.

DOI: 10.15372/REG20190403


4.
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ БАНКОВСКИМИ ОТДЕЛЕНИЯМИ В РЕГИОНАХ РОССИИ: ОЦЕНКА РОЛИ РАССТОЯНИЙ И ДРУГИХ ФАКТОРОВ

А.В. Мишура1,2, С.Д. Агеева1,2
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия
anna.mishura@gmail.com
2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия
swtageeva@gmail.com
Ключевые слова: банковские отделения, расстояния, регионы, гравитационная модель, bank branches, distances, regions, gravity model
Страницы: 73-92

Аннотация >>
В последние два десятилетия в России наблюдается сокращение количества банков как в результате процессов концентрации и консолидации, происходящих в банковской отрасли во всем мире, так и в результате проводимой ЦБ РФ политики оздоровления банковского сектора. Как следствие, сейчас банковская деятельность в стране ведется преимущественно банками, имеющими головные офисы в столице. В статье обсуждаются последствия такой географической централизации банковского сектора России с точки зрения обеспеченности регионов достаточным количеством банковских отделений. Цель исследования - оценить влияние расстояний на способность банков обеспечивать свое присутствие в регионах, а также выявить различия в этом отношении между разными категориями банков, в том числе по составу собственников, по локализации головного офиса и по размеру банка. Оценка влияния расстояний на число имевшихся в конце 2018 г., согласно данным ЦБ РФ, офисов банков в регионах производится методом пуассоновской регрессии, применяемым для гравитационных моделей межрегиональной торговли. Результаты показали, что крупнейшие банки в своей стратегии размещения офисов ориентируются на характеристики локаций независимо от их расстояний до головного офиса банка. При этом состав собственников банка не имеет большого значения, хотя фактически финансовая доступность и финансовая инклюзия на территории страны обеспечиваются в значительной степени за счет самых крупных государственных банков. Стратегия размещения офисов также связана со столичным положением головного офиса банка. Оставшиеся региональные банки чаще действуют локально, для них фактор расстояния в формировании сети отделений является важным. Несмотря на реформу банковского лицензирования 2018 г., сокращение числа банков продолжается, а уровень конкуренции и разнообразия в этой сфере в регионах страны остается под вопросом.

DOI: 10.15372/REG20190404


5.
ТИПОЛОГИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ ПО ПРИЗНАКУ НАРКОБЕЗОПАСНОСТИ

М.А. Головчин
Вологодский научный центр Российской академии наук, Вологда, Россия
mag82@mail.ru
Ключевые слова: наркотизм, наркомания, наркоугроза, наркобезопасность, наркопреступность, наркопотребление, индексная оценка, регионы России, use of narcotics, drug addiction, drug menace, drug security, drug crime, drug use, index assessment, regions of Russia
Страницы: 93-116

Аннотация >>
В статье предложена типология российских регионов по показателю наркобезопасности территории. Типология опирается на рассчитанный (с помощью модернизированной методики А.В. Гавриковой) индекс территориальной наркоугрозы. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы сформулировано понятие наркобезопасности как возможности территории противодействовать наркоугрозе. Для оценки наркоугрозы применен индексный метод, построенный на агрегировании четырех показателей: заболеваемости и смертности от наркомании, площади региона, численности населения в регионе и ВРП. В рамках типологии выделены пять уровней наркобезопасности с разным интервалом значений наркоугрозы. Методика апробирована на данных официальной статистики по регионам России за 2005 и 2016 гг. Выявлена относительная стабильность наркобезопасности в регионах. На основе построения корреляций выделены наиболее острые социально-экономические последствия наркоугрозы в субъектах РФ: усиление преступности, увеличение пораженности инфекционными болезнями и рост количества травмоопасных ситуаций (в том числе ДТП). Сделаны выводы о возможности развития предложенной научной методики за счет активизации работы научной общественности и антинаркотических комитетов.

DOI: 10.15372/REG20190405


6.
АНАЛИЗ ВВЕДЕННЫХ СУБЪЕКТАМИ РФ МЕХАНИЗМОВ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ УСЛУГ

В.В. Романова1,2, А.В. Мацкевич1
1Институт управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ, Москва, Россия
vromanova@hse.ru
2Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Россия
Ключевые слова: общественно полезные услуги, оказание социальных услуг, исполнители общественно полезных услуг, некоммерческие организации, механизмы преференций НКО, socially beneficial services, delivery of social services, socially beneficial services providers, non-profit organizations, subsidies for NPOs, preferential mechanisms for NPOs, субсидии НКО
Страницы: 117-136

Аннотация >>
Цель данной работы - выявление наличия (отсутствия) влияния введенных субъектами РФ механизмов преференций для исполнителей общественно полезных услуг (ИОПУ) на увеличение объемов бюджетных средств, направляемых на субсидирование некоммерческих организаций (НКО), осуществляющих свою деятельность в социальной сфере. Для выявления этой зависимости была разработана методология соотнесения принятых нормативных правовых актов субъектов РФ, устанавливающих механизмы преференций для ИОПУ, и объемов субсидирования НКО. Результаты исследования показали, что хотя с момента принятия Указа Президента РФ от 8 августа 2016 г. № 398, утверждающего приоритетные направления деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, прошло не так много времени, можно отметить положительное влияние введенных механизмов преференций для ИОПУ в некоторых отраслях социальной сферы. Были определены направления расходов, по которым зафиксировано наибольшее количество субъектов РФ, увеличивших значение показателя доли объема субсидий НКО в общих расходах соответствующего направления, а также повышение позиции таких субъектов в рейтинге регионов по этому показателю. Для дальнейшего расширения привлечения НКО как исполнителей общественно полезных услуг предложено внести изменения в нормативную правовую базу субъектов РФ в части установления конкретных преференций для ИОПУ, а также учесть этот момент в Методических рекомендациях органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, разработанных Минэкономразвития России.

DOI: 10.15372/REG20190406


7.
СЕМЕЙНЫЕ ПОДВОРЬЯ В СИБИРСКИХ СЕЛАХ: ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ

О.П. Фадеева1,2
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия
fadeeva@ieie.nsc.ru
2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: личные подсобные хозяйства, сельские территории, рыночные реформы, сельскохозяйственная перепись, Сибирь, personal subsidiary farms, rural areas, market reforms, agricultural census, Siberia
Страницы: 137-167

Аннотация >>
В статье рассматриваются процессы трансформации личных подсобных хозяйств сельского населения России за время, прошедшее с начала рыночных реформ. На основе критической интерпретации данных двух Всероссийских сельскохозяйственных переписей идентифицируются изменения в масштабах деятельности, в объемах производства и в специализации ЛПХ в разных регионах Сибири, произошедшие за период 2006-2016 гг. Для исследования отдельных локальных кейсов используются материалы глубинных интервью, полученных у руководителей и специалистов сельских администраций, а также у членов семейных хозяйств в Томской, Тюменской и Новосибирской областях. Автор сопоставляет результаты количественного анализа статистических данных и выводы, следующие из качественного социологического исследования локальных кейсов, не только с позиций идентификации долгосрочных трендов, но и с точки зрения возможных искажений информации, имеющих институциональную природу. В качестве базовой гипотезы исследования принята посылка об отсутствии единой для всех регионов тенденции, характеризующей процессы трансформации ЛПХ, и о существенном влиянии аграрной политики государства и органов местного самоуправления и специфических локальных факторов. Выводы автора в целом подтверждают принятую гипотезу. В течение четверти века с начала рыночных реформ сектор хозяйств сельского населения претерпел значительные изменения. С одной стороны, он заметно потерял в объемах и утратил прежнее лидирующее положение в структуре производства. С другой стороны, он стал многообразнее и представлен спектром от небольшого семейного огорода до мини-фермы с привлечением наемных работников. Вместе с тем в определенных случаях государственная поддержка может привести к ухудшению экономического положения семейных хозяйств. Качественные выводы исследования могут быть полезны для обоснования мер, направленных на устойчивое развитие сельских территорий .

DOI: 10.15372/REG20190407


8.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

О.В. Милёхина1, И.Б. Адова1,2
1Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия
olga.milekhina@gmail.com
2Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия
adovaib@sibmail.ru
Ключевые слова: интерпретационное структурное моделирование, информационное пространство, приоритетные проекты, региональный проектный комитет, региональный проектный офис, государственное управление, interpretation structural modeling, information space, priority projects, regional project committee, regional project office, governance
Страницы: 168-203

Аннотация >>
В статье рассматриваются возможности системы управления реализацией программ и проектов регионального развития в реальном масштабе времени. Показано, что их результативность зависит от качества информационной поддержки формирования и исполнения управленческих решений. На основе применения интерпретационного структурного моделирования создана результирующая структурная модель системы контрольно-надзорной деятельности, выстроена текущая схема управления ходом реализации одной из программ стратегического развития региона. Доказано, что улучшение схемы возможно на базе осуществления двух сценариев - эволюционного и революционного, каждый из которых имеет свои достоинства и свои недостатки. Авторами предложено сконцентрироваться на устранении многозвенности исполнения поручений проектного офиса и на обеспечении актуальности и полноты данных в контексте требований цифровизации. Анализ существующих объектов интеллектуальной собственности органов власти (государственных информационных систем) позволил предложить один из вариантов улучшения обеспечения данными для формирования и мониторинга управленческих решений. Показано, что революционный сценарий в большей мере ориентирован на результативность реализации программ регионального развития. Для двух сценариев авторами разработаны принципиальные схемы управления ходом реализации программ регионального развития. Их применение позволит замкнуть контуры управления программами и проектами регионального развития в контексте требований цифровизации, сократить цикл и повысить результативность принятия управленческих решений органами исполнительной и государственной власти, сконцентрировать ресурсы для формирования конкурентных преимуществ высокого порядка в интересах населения Новосибирской области и всех стейкхолдеров.

DOI: 10.15372/REG20190408


9.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

Р.М. Мельников1, К.К. Фурманов2
1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
rmmel@mail.ru
2Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
furmach@menja.net
Ключевые слова: инфраструктура, экономический рост, региональное развитие, межрегиональное неравенство, пространственные внешние эффекты, регрессионный анализ панельных данных, infrastructure, economic growth, regional development, interregional inequality, spatial externalities, regression analysis of panel data
Страницы: 204-225

Аннотация >>
В статье изучается влияние инфраструктурной обеспеченности на динамику экономического роста регионов России с учетом пространственных внешних эффектов. Основная гипотеза исследования заключается в том, что характеристики обеспеченности транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктурой влияют на темпы роста реального ВРП российских регионов, но характер этого влияния зависит от их специализации и уровня развития. Результаты оценивания панельных регрессий показали, что существенное влияние на динамику экономического роста российских регионов оказывает развитие сети автомобильных дорог и мобильной связи, причем внешние эффекты от развития соответствующей инфраструктуры в соседних регионах носят положительный характер. В большей степени инфраструктурные ограничения влияют на динамику экономического роста в хуже освоенной восточной части страны. Регионы со специализацией в области обрабатывающей промышленности в наибольшей степени выигрывают от развития транспортной инфраструктуры в соседних регионах, а также от увеличения объемов генерирующих мощностей на своей территории. Хотя в 2001-2017 гг. развитие мобильной связи оказало положительное влияние на динамику экономического роста во многих российских регионах, вследствие завершения процесса распространения мобильной связи по территории страны возможности использования этого фактора роста в дальнейшей перспективе практически исчерпаны.

DOI: 10.15372/REG20190409


10.
КОНЦЕПЦИЯ ВЫБОРА И ТРАНСФОРМАЦИИ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ СИНХРОНИЗАЦИЯ СО СТРАТЕГИЕЙ "КУЗБАСС-2035"

Ю.А. Фридман, Г.Н. Речко, Е.Ю. Логинова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия
yurifridman@mail.ru
Ключевые слова: Кузбасс, модели развития, трансформация, синхронизация, гармонизация, экономический ребрендинг, модельная территория, Kuzbass, development models, transformation, synchronization, harmonizing, economic rebranding, model region
Страницы: 226-244

Аннотация >>
В Кемеровской области - Кузбассе вместе со сменой региональной власти разработана и принята Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 г. (Стратегия «Кузбасс-2035»). Основными драйверами развития области заявлены политика реиндустриализации, ускоренные темпы социально-экономического роста, повсеместная кластеризация, также была анонсирована идея «двухлетнего рывка» (2018-2019). Кузбасс, по замыслу авторов стратегии, должен быть ведущим регионом за Уралом по темпам развития и уровню жизни. Вместе с тем эти посылы не основаны ни на сложившихся в регионе экономических реалиях, ни на оценке его конкурентоспособности. Авторами статьи выдвинута гипотеза о том, что все стратегии развития Кузбасса последних двух десятилетий потерпели неудачу из-за несоответствия ресурсного характера региона и применяемых моделей его развития. Целью статьи является выбор моделей развития Кемеровской области, формулирование предложений по их трансформации и синхронизации с разработанной стратегией развития региона. Результаты исследования могут быть использованы в практике управления Кемеровской областью, особенно в части разработки и реализации механизмов гармонизации интересов бизнеса, общества и власти.

DOI: 10.15372/REG20190410


11.
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ - СДЕРЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРЫМА

В.А. Василенко
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия
vasil@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: Республика Крым, город федерального значения Севастополь, дефицит водных ресурсов, федеральная целевая программа, структурная перестройка экономики, экологические последствия, способы увеличения ресурсов пресной воды, the Republic of Crimea, federal city of Sevastopol, water scarcity, federal special-purpose program, economic restructuring, environmental consequences, ways to increase fresh water resources
Страницы: 245-267

Аннотация >>
В статье рассмотрены особенности развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя после их возвращения в состав России в условиях преднамеренно созданного Украиной по политическим причинам дефицита пресных водных ресурсов на полуострове. Представлены результаты осуществления плана первоочередных действий по обеспечению хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения этих новых субъектов РФ. Проанализирован ход выполнения водохозяйственных мероприятий, предусмотренных в ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», показаны внесенные в этот документ коррективы и причины, их вызвавшие. Уделено внимание спорному проекту территориального перераспределения речного стока. Проведен анализ структурных изменений экономики региона и экологических последствий, произошедших из-за дефицита пресной воды. Показаны возможности увеличения водных ресурсов в Крыму, а также представлены проводимые комплексные научные исследования, направленные на решение этой задачи.

DOI: 10.15372/REG20190411


12.
МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КРУПНЫХ ГОРОДОВ РОССИИ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ, ТУРИСТОВ И БИЗНЕСА

Р.В. Фаттахов1, М.М. Низамутдинов2, В.В. Орешников2
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
fattakhov@mail.ru
2Институт социально-экономических исследований - обособленное структурное подразделение ФГБНУ Уфимский федеральный исследовательский центр РАН, Уфа, Россия
marsel_n@mail.ru
Ключевые слова: города России, привлекательность городов, оценка, факторы, интегральный показатель, ранжирование, экономические агенты, cities of Russia, attractiveness of cities, assessment, factors, integrated indicator, ranking, economic agents
Страницы: 268-294

Аннотация >>
В статье предлагается подход к оценке привлекательности крупных городов Российской Федерации для жителей, бизнеса и туристов. В рамках разработки данного подхода были определены частные параметры привлекательности городов для отдельных экономических агентов и осуществлен расчет интегрального показателя. Гипотеза исследования базируется на том, что высокие позиции города в том или ином рейтинге не всегда гарантируют его лидерство в других сферах, однако в целом дифференциация мест того или иного города в большей степени присуща аутсайдерам рейтингов, чем городам-лидерам. В качестве инструментария исследования использованы системный анализ, методы факторного, статистического, структурного и динамического анализа, классификации, методы корреляционного и регрессионного анализа и экономико-математического моделирования. Апробация подхода проведена на данных по крупным городам Российской Федерации. Определены как наборы частных показателей, характеризующих те или иные направления исследования, так и подход к формированию интегрального показателя уровня привлекательности городов, необходимый для проведения обобщенной оценки. Представленные результаты в целом подтверждают выдвинутую гипотезу. В современных условиях органы государственного муниципального управления должны уделять особое внимание не просто развитию отдельных городов, а комплексному развитию пространственного каркаса территории, где города играют определяющую роль. Предложенный подход к оценке уровня привлекательности городов России позволяет получить логические, осмысливаемые результаты, которые могут быть применены для решения задач в указанных областях.

DOI: 10.15372/REG20190412


13.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Л.Э. Лимонов1, М.В. Несена1, А.А. Семенов2
1НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, АНО МЦСЭИ «Леонтьевский центр», Россия, Санкт-Петербург
limonov@hse.ru
2Фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга, Россия, Санкт-Петербург
semenov@fisp.spb.ru
Ключевые слова: инвестиционные проекты сохранения культурного наследия, финансовый анализ, экономический анализ, оценка В«готовности платитьВ», метод условной оценки, investment cultural heritage conservation projects, financial analysis, economic analysis, willingness-to-pay assessment, contingent valuation method
Страницы: 295-315

Аннотация >>
Статья посвящена проблемам обоснования государственных инвестиций в проекты сохранения культурного наследия. В качестве кейса рассматривается проект «Сохранение и развитие малых исторических городов и поселений России». В ходе подготовки этого проекта осуществлялась оценка чистой экономической приведенной стоимости, результаты которой позволили обосновать целесообразность его государственного финансирования. При выполнении экономического анализа методом «затраты - выгоды» возникла необходимость в проведении опросов разных целевых групп потенциальных пользователей результатов проекта о «готовности платить» за предлагаемые улучшения. Опросы проводились методом условной оценки в двух исторических городах: Ростове Великом и Чистополе. В статье обсуждаются методические аспекты оценки эффективности государственных инвестиций в российской и зарубежной практике и представлены результаты проведенных опросов и расчетов показателей рассматриваемого проекта.

DOI: 10.15372/REG20190413