ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ
О.И. Баркова1, В.А. Власов2,3, А.А. Тамаровская4
1Юридическая компания «Антикризисный центр», Красноярск, Россия bo1112@ya.ru 2Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия vav.70@mail.ru 3Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, Россия 4ОАО «Красцветмет», Красноярск, Россия 2850084@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, визуальная культура, визуальная метафора, симулякр, медиасубъект, медиа-объект, PR, брендинг территорий, education, visual culture, visual metaphor, simulacrum, media subject, media object, territory branding
Страницы: 53-66
Аннотация
Введение. Одной из актуальнейших проблем в процессе осуществления социокультурной деятельности в современном гражданском обществе является создание и продвижение культурного образа отдельных субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, именуемое в научной доктрине «территориальным брендингом». Формирование эстетического вкуса в этой сфере связано с проблемой отношения к видеоконтенту - источнику символических ресурсов современного общества. Неограниченные национальными рамками возможности воздействия языка видеообразов на подсознание активно используются в территориальном брендинге. Постановка целей активного вовлечения человека в мир фотографии, создания им позитивного пространства своей территории, усвоения практических навыков и умений культурно-досугового творчества требует от философии образования и воспитания осмысления, обсуждения и уточнения форм и методов привития визуальной культуры на базе образов, символов и приемов, основанных на традиционных ценностях отечественной культуры. Соответственно, наличие в современных реалиях у соответствующей территории собственного бренда станет одним из основных условий не только качественного развития, но и реализации ее наличного культурного потенциала. Методология и методика исследования. С точки зрения социально-ориентированных эстетических подходов рассматриваются стратегии пропаганды и технологии «мягкой силы» с позиции способности оказывать консолидирующее воздействие на общественное сознание и расстановку ценностных приоритетов. На основе теории визуальности Аристотеля, Лейбница, Гуссерля, П. А. Флоренского, а также французских философов постмодернистов Ж. Дерриды, Ж. Бодрийяра, Ж.-Ф. Лиотара, М. Фуко и др. исследуются элементы визуальной культуры (метафора, пропаганда, симулякр, визуальные образы, функции и цели манипулятора и др.). Результаты исследования показали, что, поскольку при помощи распространяемых на определенную аудиторию посредством технологических машинных средств зрительных образов, можно быстро и эффективно придавать нужный имидж личностям, сообществам и территориям, изобразительная среда приобретает способность как интегрировать, так и дезинтегрировать общество. Любое общество можно условно разделить на его активную и пассивную части. Человек, создавая и «потребляя» видео-образы, может выступать активно, творчески - как медиасубъект (субъект информационной политики) или пассивно, потребительски - как медиа-объект (объект информационной политики). В этой связи территориальное локальное сообщество правомерно рассматривать в качестве коллективного медиа-объекта. Отсюда одной из важнейших задач для образования представляется определение типа медиа-аудитории как объекта воспитания (воздействия). Если аудитория пассивна, то существует необходимость проведения анализа причин пассивности, поскольку преимущественно пассивная аудитория не способна распознать манипулирование своим сознанием и поглощает контент, подготовленный коммуникатором, не задумываясь о его метафорических смыслах. Заключение. Исследование показало, что, воспитывая определенные вкусы в области визуальной сферы, можно как укреплять, так и разрушать связи между людьми. Зрительные образы, включающие символические ресурсы общества, необходимо использовать для позитивного брендинга территории, консолидируя массовое сознание вокруг образов, содержащих значимые символы. Именно на эту сферу в дальнейшем должна быть распространена охрана права на достоинство личности, социума и его территории.
DOI: 10.15372/PHE20190404 |