"НАУЧНЫЕ ВОЙНЫ" И БОРЬБА ЗА КАНОН В УНИВЕРСИТЕТАХ США
А.В. Хлебалин
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия sasha_khl@mail.ru
Ключевые слова: университетский канон, "культурные войны", "научные войны", научная рациональность, аксиология образования, university canon, "cultural wars", "scientific wars", scientific rationality, axiology of education
Страницы: 114-124
Аннотация
Введение. «Научные войны», разгоревшиеся в области философии науки, - одно из наиболее ярких явлений в истории гуманитарных и социальных дисциплин последних десятилетий. Обсуждавшиеся в ходе их вопросы касались разнообразных аспектов научной рациональности, методологии научных исследований, практики преподавания соответствующих дисциплин. Фактически с момента возникновения «научные войны» включали вопросы политики и практики организации высшего образования, его аксиологической характеристики. Содержание этих дебатов позволяет рассматривать «научные войны» в качестве продолжения и развития «культурных войн» за сохранение канона как аксиологической и идеологической основы университетского образования в США. Методология и методика исследования. Тема исследования предполагает использование культурно-философского подхода, позволяющего на основе анализа дискурса «культурных» и «научных» войн представить как культурно-идеологическую борьбу за аксиологическое содержание университетского образования в США. Результаты исследования. Проведенный анализ содержания дискурса «культурных» и «научных» войн, а также их динамики позволил прийти к выводу о том, что дебаты о стандартах и ценностях научной рациональности, осуществляемые в ходе «научных войн», должны рассматриваться как новый этап развития «культурных войн», связанных с противостоянием консервативных и либеральных идеологий организации университетского образования, касающегося вопросов аксиологической, культурной и политической функции университетского образования в США. Заключение. Глубокая интеграция университетского образования в политическую и культурную жизнь США обусловливает «политическую ангажированность» академических дебатов о культурно-идентифицирующей и аксиологической роли содержания университетских дисциплин. Частным проявлением этой особенности являются «культурные» и «научные» войны.
DOI: 10.15372/PHE20190408 |