Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.119.131.178
    [SESS_TIME] => 1713532512
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 94dc9e1ac74ed994a8983b70e656a6fa
    [UNIQUE_KEY] => d65890b3c6cf1d297e8957265c79d70f
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 2

РЕСУРСНЫЕ КЛАССЫ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.А. Ряписов, А.Г. Ряписова, Т.Л. Чепель
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
ryapisov@ngs.ru
Ключевые слова: ресурсный класс, детский аутизм, дети с расстройствами аутистического спектра, проектная сессия, resource class, children’s autism, children with autism spectrum disorders, project session
Страницы: 192-204

Аннотация

Введение. Образование детей с аутизмом является одной из самых актуальных и трудно решаемых задач и зарубежного, и российского образования, о чем свидетельствуют многочисленные публикации исследователей и практиков. Один из вариантов, позволяющих обеспечивать права детей с расстройствами аутистического спектра на инклюзивное образование в общеобразовательной школе - создание ресурсных классов (ресурсных зон). Практика работы ресурсных классов в системе образования Новосибирской области заслуживает не только внимания педагогической и научной общественности, но и специального научного исследования и обобщения для определения возможностей масштабирования этого инновационного опыта. Методология и методика исследования. Методологическую основу работы ресурсных классов составляет теория прикладного анализа поведения (АВА - Applied Behavior Analysis). Опыт создания ресурсных классов в зарубежных странах показывает возможность к использованию и альтернативных научных теорий: когнитивно-поведенческой, эмоционально-уровневой, вербально-поведенческого подхода и модели, основанной на развитии, индивидуализации и взаимоотношениях - DIR-Floortime. Для анализа и обобщения практического опыта работы ресурсных классов в системе образования Новосибирской области на базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» была организована проектная сессия, участниками которой стали 378 человек. В процессе обсуждения методологических, технологических и организационных аспектов деятельности ресурсных классов приглашенные эксперты-спикеры выразили мнение по поводу достижений, актуальных проблем и перспектив развития инклюзивного образования детей с аутизмом в Новосибирской области. Результаты исследования. В 2019/20 учебном году в Новосибирской области насчитывается более 31 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе около 600 детей с расстройствами аутистического спектра. По инициативе родителей детей с аутизмом, выбравших в соответствии со своим законодательно закрепленным правом для особенных детей инклюзивное образование, на базе пяти школ в период с 2017 по 2019 г. созданы ресурсные классы для обучения детей с таким диагнозом. Результаты их деятельности позволяют увидеть как эффекты, так и проблемные зоны, оценить запросы родителей и сотрудников инклюзивных школ на психолого-педагогическую поддержку и помощь в обучении и развитии детей с расстройствами аутистического спектра. По итогам работы проектной сессии были сформулированы предложения, направленные в Министерство образования Новосибирской области. Заключение. В ходе проведения проектной сессии проанализирован опыт работы ресурсных классов как инновационных инфрастуктурных компонентов образовательной инклюзии и выявлены возможности улучшения специальных образовательных условий для обучения детей с расстройствами аутистического спектра в образовательном пространстве Новосибирской области.

DOI: 10.15372/PHE20200213