МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
М.В. Беляева1,2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия mariadespar@gmail.com 2МБОУ Новосибирский городской педагогический лицей имени А. С. Пушкина, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: модель, методическая система, концепция, подход, принцип, идея, функция, гражданская идентичность, базовые национальные ценности, model, methodological system, concept, approach, principle, idea, function, civic identity, basic national values
Страницы: 102-127
Аннотация
Введение. Несмотря на большое количество работ, посвященных теоретическим аспектам формирования гражданской идентичности, в методике обучения и воспитания географии в настоящее время не предложено методической системы по формированию гражданской идентичности, которая учитывала бы специфику содержания и образовательный потенциал этого школьного предмета. Цель статьи - раскрыть методологические и методические подходы к построению методической системы формирования гражданской идентичности в процессе обучения географии в общеобразовательной школе. В статье рассмотрены подходы к процессу построения модели методической системы, описаны ее классификационные признаки. Методология и методика исследования. В процессе разработки модели методической системы формирования гражданской идентичности применялись преимущественно теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация, системно-структурный, моделирование и др. В основу методики исследования был положен системный подход, выраженный как в выявлении компонентов методической системы, так и в построении взаимообусловленных связей между ними. Результаты исследования. Результатом исследования стала разработка авторской модели методической системы формирования гражданской идентичности в процессе обучения географии в общеобразовательной школе, которая включает теоретико-методологические основы формирования гражданской идентичности в процессе обучения географии, а именно: концепции, подходы, принципы, идеи, функции, а также описание структурных компонентов методической системы: целевого, содержательного, организационного, результативного компонентов. Заключение. География как учебный предмет обладает исключительным образовательным потенциалом с точки зрения формирования гражданской идентичности, поскольку изучение этого предмета предусматривает знакомство с природой, населением, хозяйством родного края, своей страны, других стран мира. Мы полагаем, что содержательному компоненту методической системы принадлежит исключительная роль, поскольку именно социально-ориентированное содержание определяет дальнейший выбор форм, методов, технологий, приемов, средств обучения. Научная новизна исследования заключается в разработке методической системы формирования гражданской идентичности в процессе обучения географии в общеобразовательной школе. Теоретическое значение состоит в обобщении подходов к конструированию методических систем и их компонентов, определению специфики школьного географического образования, выраженной в выявлении ключевых содержательных линий, значимых для формирования гражданской идентичности. Практическое значение исследования заключается в обобщении методических подходов к конструированию методической системы обучения географии с учетом воспитательной составляющей процесса обучения.
DOI: 10.15372/PHE20200306 |