Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.90.236.179
    [SESS_TIME] => 1711700576
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 1e8f656aadcb601f8b1fdd9697d797bd
    [UNIQUE_KEY] => 5fa457ed363d484d715730b62c1ca46e
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 4

ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Г.С. Качалова, А.С. Хомченко, Н.А. Дмитриева
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
kachalova_gs_met@list.ru. a.homchenko@mail.ru. n_gaas@mail.ru
Ключевые слова: принципы дидактики, история, исторический подход, метод, методология, химия, химическое образование
Страницы: 198-214

Аннотация

Введение. Процесс обучения организуется на основе дидактических принципов научности, системности и систематичности, доступности, сознательности и активности, наглядности, связи теории с практикой, интеграции и дифференциации и др. По мнению ряда исследователей, к числу методических принципов обучения химии следует отнести принципы методологии, связанные с процессом выработки методологических знаний и умений обучающихся, и принцип историзма. Формирование у обучающихся знаний основ химической науки, методов ее познания относится к числу первостепенных общих целей обучения химии в общеобразовательной школе. Обеспечить достижение этих и других целей обучения может только учитель, выстраивающий процесс обучения на основе дидактических принципов, в том числе принципов историзма и методологизации, что является весьма актуальным аспектом обучения химии. Методология и методика исследования. Объектом исследования является обучение химии в общеобразовательной школе и педагогическом вузе. В качестве предмета исследования выступают принципы историзма и методологизации в обучении химии. Исследование направлено на изучение их роли, места и средств реализации в образовательном процессе. Методологическую основу составили научные и научно-методические работы А. А. Макарени, В. Л. Обухова, М. С. Пак, Е. Е. Минченкова, Ю. В. Сурина, Л. М. Кузнецовой. Кроме того, использовались теоретический и практический методы исследования в рамках интегративной методологии. Результаты исследования. Авторы отмечают, что современный учитель химии должен иметь высокий уровень методологической подготовки для того, чтобы создавать условия для неформального усвоения теоретического химического содержания. Структура химического содержания должна отражать историческую логику развития химии как науки, а знания обучающихся должны быть историко-логически обоснованными. Следовательно, в подготовке будущих учителей химии необходимо особое внимание уделять историко-методологическому аспекту преподавания. К методологическим знаниям относятся знания об основных элементах научных теорий. Обучающимся следует уметь устанавливать структурно-функциональные связи между основными частями теории - положениями, фактами и следствиями, владеть общенаучной и специальной терминологией, различать различные виды знаний. Методологические знания формируются при выполнении заданий, требующих применения таких логических действий, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и другие. В связи с этим учитель химии должен создавать особые условия для формирования методологических знаний и умений у обучающихся. Методологические знания неразрывно связаны с историческими, поскольку обучащимся важно не только осваивать химическое содержание, но и знать пути его получения. Раскрывая перед школьниками историко-логический путь развития науки химии, учитель реализует принцип историзма. Соответственно учителю необходимо владеть знаниями по истории и методологии химии как науки и уметь включать исторические и методологические знания в содержание уроков химии. Заключение. В процесс обучения химии необходимо включать специальные задания, направленные на формирование методологических знаний, умений и на получение исторических сведений.

DOI: 10.15372/PHE20200414