Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 44.220.44.148
    [SESS_TIME] => 1719319637
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => bcdbdd908e1f005e3c752343efd04f6c
    [UNIQUE_KEY] => 2cc68c669300e1e42f0ed7cc868ba7e1
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2021 год, номер 1

АКТУАЛИЗАЦИЯ КОНВЕРГЕНТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА

Е.В. Штагер1,2
1Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия
elena-shtager@mail.ru
2Политехнический институт, Владивосток, Россия
Ключевые слова: инженерное образование, конвергентный подход, метапредметные результаты обучения, дисциплинарная конвергенция инженерного вуза, междисциплинарность, дисциплина-концентр, метапредметный конструкт, уровни синтеза научного знания
Страницы: 7-22

Аннотация

Введение. Организация обучения в инженерном вузе требует применения современных представлений о конвергенции как основополагающей категории создания интегральных образовательных пространств, реализующих междисциплинарный синтез гуманитарного, естественно-научного и технологического знания. Такой подход позволит наиболее эффективно обеспечить достижение метапредметных результатов обучения. Методология и методика исследования. В качестве общенаучной базы использовалась методология системного подхода, позволяющая сформировать универсальную матрицу междисциплинарной интеграции инженерной подготовки. Для организации информационной целостности политехнического знания «включены» методологические функции концепции современной картины мира. Результаты исследования. Раскрыто представление о конвергенции в образовании как методологической основе целостного научного мировоззрения, формирующейся посредством реализации междисциплинарного синтеза научного знания. Показано, что метапредметные результаты обучения рассматриваются в качестве общемировоззренческой интерпретации цели современной образовательной системы. Обоснована значимость конвергентного подхода для педагогической системы инженерного вуза, генетически интегрирующей гуманитарное, естественно-научное и технологическое знание. Представлены авторские результаты исследования специфики общей теории систем при разработке алгоритма комплексного проектирования интегрального образовательного пространства политехнической подготовки. Выявлено общеформирующее основание междисциплинарного взаимодействия - методологическая компетентность. Показано, что метапредметные результаты обучения напрямую коррелируют с представлением о сформированности основ научного мировоззрения как методологических принципов изучения любых процессов и явлений. Представлена процедура модификации содержания учебных предметов и организации процесса усвоения, ориентированная на формирование методологических основ инженерных знаний как основополагающей компоненты метаумений. В качестве системообразующего конструкта выявлена категория «техническая система», организация представления которой в циклах политехнической подготовки позволяет реализовать все формы синтеза научного и предметного знания инженерии. Показано, что технология достижения метапредметных результатов обучения не предполагает перестройки традиционной структуры образовательного процесса, поскольку целеполагание педагогической системы ориентируется в основном на организацию специализированных способов представления учебной информации посредством алгоритмов логического анализа и синтеза фундаментального инженерного знания. Заключение. Конвергентный подход к организации интегрального образовательного пространства инженерного вуза позволяет наиболее эффективно решить проблему формирования представлений о целостности картины мира и принципах работы с ней. Предлагаемый подход к передаче научной и предметной информации обеспечивает реализацию индивидуальной образовательной траектории обучаемого, ориентированную на развитие навыков самообразования как глобального социального заказа.

DOI: 10.15372/PHE20210101
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину