Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 44.220.44.148
    [SESS_TIME] => 1719314277
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 58b59c14e9d224a8309542b65591b69d
    [UNIQUE_KEY] => 8d5282ce776ef97eeb19bebe7e14a275
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2021 год, номер 1

"ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ" КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ДИСЦИПЛИНА В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРА

К.В. Щурин1,2
1Белорусский государственный аграрный технический университет, Минск, Беларусь
tteng@mail.ru
2Московский государственный областной технологический университет, Минск, Беларусь
Ключевые слова: инженер, технический прогресс, техносфера, коэволюция, синергия, метафизика процесса, инженерное образование
Страницы: 87-103

Аннотация

Введение. Постоянно возрастающий объем специальной информации в техносфере и усиливающийся дефицит времени на освоение программ высшего образования обусловливают необходимость повышения избирательности при назначении номенклатуры и объема социально-гуманитарных дисциплин вариативного блока в учебных программах технико-технологических направлений. Номенклатура и содержание таких дисциплин должны быть гармонизированы с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, мотивируя обучающихся к самостоятельному творческому применению полученных знаний. Методология и методика исследования основаны на применении системно-синергетического подхода к анализу и прогнозированию оптимального пути технического прогресса как взаимно интегрированных принципов философского рационализма, экзистенциализма и метафизики. Результаты исследования. Наличие в образовании ряда дидактических фильтров препятствует адекватному восприятию человеком объективной реальности и созданию оптимальной техносферы. Технически ориентированное мировоззрение обусловливает расширенное применение методов логики и метафизики процесса. Современный инженер на уровне подсознания должен обладать умением распознавать и отсеивать неприемлемые варианты решений, своевременно выявляя и учитывая объективные ограничения и локальные требования. Системообразующей дисциплиной в инженерных образовательных программах должна стать «Философия техники», анализирующая многофакторную траекторию технического прогресса и энергично участвующая в формировании оптимальных направлений его развития. Формируясь как дисциплина-катализатор при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, «Философия техники» становится одновременно базовой в блоке «Инженерная философия техники» - «Гуманитарная философия техники» - «Основы инженерного творчества» - «Инноватика». Заключение. «Философия техники» как системная дисциплина стала полноправной частью учебного процесса в сфере высшего технического образования многих высокоразвитых стран. Сформированный и апробированный нами комплекс дисциплин на основе «Философии техники», информационная и дидактическая эффективность которого подтверждена позитивной практикой применения, рекомендуется к внедрению в образовательные программы подготовки специалистов, магистров, аспирантов наукоемких технико-технологических направлений.

DOI: 10.15372/PHE20210106
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину