НАУКА КАК ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ: ВЫЗОВЫ И НОВЫЕ МОДЕЛИ (Проектная идея)
С.А. Смирнов
Институт философии и права СО РАН, 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева 8 smirnoff1955@yandex.ru
Ключевые слова: наука, технонауки, институт развития, институциональные формы науки, модели науки, Академгородок 2.0, научное сообщество
Страницы: 45-64
Аннотация
В статье вводится представление о науке как институте развития. Автор предлагает рассмотреть вопрос о необходимости выработки ответа на глобальные вызовы через призму институциональной перестройки и переформатирования всей сферы науки. С этой целью сравниваются две модели науки на примере новосибирского Академгородка: модель науки в рамках проекта научного городка периода М.А. Лаврентьева и модель науки в рамках новой концепции «Академгородок 2.0», которая разрабатывается в настоящее время. Автор делает акцент на том, что в связи с глобальными вызовами старые споры о разных установках в науке, о научных революциях в духе Т. Куна, споры между метафизикой и логикой, между онтологистами и релятивистами достигли своего предела, такие противопоставления сегодня уже не актуальны. Настали другие времена, и перед наукой как институтом поставлены другие задачи - становиться институтом развития. В статье также отмечается, что сама наука уже не может быть просто наукой, она становится технонаукой.
DOI: 10.15372/PS20210104 |