|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
)
)
[SESS_IP] => 3.131.13.24
[SESS_TIME] => 1732188128
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[fixed_session_id] => 2391d1c8d830333d8d1205048e1292be
[UNIQUE_KEY] => 0672a52bce2628ba9d7e62f27abf8022
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2021 год, номер 2
С.В. Казанцев
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск kzn-sv@yandex.ru
Ключевые слова: жизнеспособность, субъекты Российской Федерации, количественная оценка
Страницы: 3-24
Аннотация >>
Способность живого, развивающегося организма приспосабливаться к условиям внешней среды, менять их, находить средства и методы защиты и сохранять себя называют жизнестойкостью и жизнеспособностью. Жизнеспособность живых организмов и самовоспроизводящихся систем в целом и ее отдельные аспекты изучают многие науки. Цель данной работы - количественная оценка жизнеспособности субъектов Российской Федерации. Она выполнена на основе предложенного автором коэффициента жизнеспособности, в расчете которого в этой работе участвуют 15 показателей Федеральной службы государственной статистики РФ за 2000-2018 гг. Данный коэффициент показывает изменение жизнеспособности, а не ее абсолютный уровень. Анализ рассчитанных коэффициентов жизнеспособности 79 субъектов РФ показал, что в рассматриваемый период их динамика имела колебательный характер, при этом падения совпадали с периодами мировых финансово-экономических кризисов и неблагоприятными для России геополитическими событиями. Амплитуда колебаний уменьшалась, величины коэффициентов стремились к единице, что указывает на замедление и прекращение роста жизнеспособности. Полученные результаты могут оказаться полезными при исследовании состояния национальной безопасности России и ее административно-территориальных образований и при выработке политики социально-экономического и демографического развития субъектов Российской Федерации.
DOI: 10.15372/REG20210201 |
Д.Б. Дугаржапова, Е.Ю. Пискунов
Бурятский научный центра СО РАН, Россия, Улан-Удэ dolgor@mail.ru
Ключевые слова: уровень жизни, индекс человеческого развития, структура расходов, бутстреп-метод, критерий Манна - Уитни, перестановочный критерий
Страницы: 25-52
Аннотация >>
В статье рассматривается проблема оценки и анализа уровня жизни населения отдельно взятого региона. Цель статьи - оценить изменения уровня жизни населения Республики Бурятии, произошедшие в 2012-2018 гг., относительно периода 2005-2011 гг. В предположении о наличии связи между уровнем жизни и структурой расходов населения выполняется анализ структурных сдвигов по шести компонентам денежных расходов населения. Приводятся точечные и интервальные оценки структурных сдвигов, полученные бутстреп-методом; с помощью критерия Манна - Уитни и перестановочного критерия проверяется их статистическая значимость. По результатам проведенных расчетов делается вывод о снижении уровня жизни в Республике Бурятии, что отражается в характерных изменениях структуры потребительских расходов и отрицательной разнице доходов и расходов населения. Приведенные в статье оценки структурных сдвигов могут быть использованы в качестве ориентиров или целевых показателей при выработке мер по повышению уровня жизни населения органами управления республики. Описанная методика также может быть использована при анализе уровня жизни в федеральных округах, по стране в целом и при межрегиональных сравнениях.
DOI: 10.15372/REG20210202 |
М.В. Кравцова1,2
1НИУ "Высшая школа экономики", Россия, Москва r-v-k-93@yandex.ru 2Министерство здравоохранения РФ, Россия, Москва
Ключевые слова: государственные закупки, заказчик, поставщик, конкуренция, качество, медицинское учреждение, аукцион
Страницы: 53-77
Аннотация >>
Статья посвящена вопросу обеспечения качества закупок в конкурентных процедурах на этапе исполнения контрактов. Независимо от регламента применения контрактных положений государственные медицинские учреждения продолжают сталкиваться с проблемами, связанными с получением товаров и услуг низкого контрактного качества. В исследовании рассматривается закупочный процесс и анализируются госзакупки медицинских учреждений г. Москвы. Определяются факторы, влияющие на качество поставляемых в рамках закупок товаров и услуг. Выделяются закупочные процедуры медицинских учреждений и типы их контрактов. Описываются простые и сложные контракты с проверяемым и непроверяемым качеством. Оценивается конкуренция на торгах, где число участников является значимым фактором, определяющим успех аукционов. Изучается влияние системы стимулов на работу поставщиков. Сравнивается применение на аукционах механизмов фиксированного и договорного качества. Показано, что способность обеспечивать конкурентными процедурами качественные закупки зависит от дискреционных полномочий заказчика: от типа контракта, от полноты проектированного технического задания, от способа закупки, а также от степени проверяемости качества и от стимулов. На основании результатов проведенного исследования автором предлагается закупать стандартизированные товары и услуги на открытых электронных аукционах, а сложные, заранее трудно проектируемые закупки сопровождать этапом переговоров. Систематизированные результаты способствуют совершенствованию подходов к анализу политики в области обеспечения качества закупок и эффективной реализации контрактной политики со стороны государственных органов.
DOI: 10.15372/REG20210203 |
Н.А. Кравченко1,2, А.И. Иванова1,2
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия natakravchenko20@mail.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет2, Новосибирск, Россия a.ivanova2@g.nsu.ru
Ключевые слова: пандемия COVID-19, регионы Российской Федерации, факторы уязвимости и сопротивления, социальный капитал
Страницы: 78-99
Аннотация >>
Распространение пандемии коронавируса COVID-19 сильно дифференцировано как между странами, так и между территориями внутри стран. Основная цель данной работы состоит в выявлении характеристик регионов, оказывающих влияние на масштаб распространения заражения коронавирусом на территории Российской Федерации во время второй волны пандемии. С использованием методов эконометрического моделирования были оценены зависимости между рядом региональных характеристик, отражающих уязвимость регионов и их возможности сопротивления заражению, и масштабом распространения коронавируса. Факторами сопротивления стали богатство региона и социальный капитал его населения. Население более обеспеченных российских регионов меньше подвергается заражению, а самые уязвимые - более бедные регионы, регионы с высокой плотностью населения, регионы с худшим качеством окружающей среды и регионы с более пожилым населением. В статье продемонстрирована роль социального капитала в сопротивлении пандемии: более высокое качество социального капитала связано с более низким уровнем заражения и смертности. Полученные результаты могут использоваться для обоснования мер региональной политики для потенциального снижения заражения коронавирусом COVID-19 и другими инфекциями.
DOI: 10.15372/REG20210204 |
В.Н. Лексин
Федеральный исследовательский центр "Информатика и управление" РАН, Россия, Москва leksinvn@yandex.ru
Ключевые слова: пространственно опосредованная депопуляция, межрегиональная миграция, внутрирегиональная миграция, "опустынивание" территорий
Страницы: 101-134
Аннотация >>
Процессы депопуляции страны, почти всех ее регионов и населенных пунктов аналогичны наблюдаемым практически во всех развитых странах и дополнительно активизированы в ходе тридцатилетней трансформации общественных отношений в самой России. Общие и частные основания депопуляции ментального, социального, экономического и политического характера представлены в трудах отечественных географов и демографов, социологов и экономистов, этнографов и политологов. Обобщая и дополняя их результаты, автор предлагает вербальную модель территориально опосредованных процессов депопуляции. Она характеризует логику протекания этих процессов в современной России и доминирование в них экономических факторов. В статье критически оценены способы статистического учета территориально опосредованной депопуляции. Показана неоднозначная роль межрегиональной и внутрирегиональной миграции в «опустынивании» территорий.
DOI: 10.15372/REG20210205 |
Н.Ф. Кадол
Высшая школа корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Республика Беларусь, Гомель nkadol@yandex.ru
Ключевые слова: Предпринимательство, социальное предпринимательство, экономическое развитие, некоммерческие организации, организационно-правовые формы, интеграция, Евразийский экономический союз
Страницы: 135-161
Аннотация >>
Сегодня во всем мире остро ощущается объективная необходимость в проведении значительных социально-экономических преобразований. Это вызвано целым рядом причин, среди которых стоит отметить расслоение доходов, экономические кризисы и политическую нестабильность. Одним из эффективных инструментов, направленных на решение данных проблем, является социальное предпринимательство. С учетом того, что тема социального предпринимательства мало изучена и нуждается в дальнейшей проработке, в статье рассмотрены вопросы, касающиеся развития социального предпринимательства в странах Евразийского экономического союза. Это позволило выявить достаточную степень единства в развитии социального предпринимательства в странах ЕАЭС на функционально-деятельностном уровне. По подавляющему числу направлений деятельности социальное предпринимательство в этих странах имеет большую степень совпадения. Чаще всего оно представлено в таких областях, как социальная защита и реабилитация, здравоохранение, спорт и туризм, образование. Целевой группой организаций, работающих в сфере социального предпринимательства, как правило, являются социально уязвимые категории граждан. Во многом сходны и проблемы, характерные сегодня для социального предпринимательства в странах ЕАЭС. К ним следует отнести несовершенство законодательного регулирования данной сферы деятельности, недостаточную инфраструктурную поддержку, низкий уровень идентификации социального предпринимательства обществом, а также отсутствие в этой сфере системы учета и отчетности и регулярного мониторинга.
DOI: 10.15372/REG20210206 |
М.В. Кондратьев1, О.П. Фадеева1,2
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия kondratev.post@gmail.com 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия fadeeva@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: местное самоуправление, сельские поселения, практики участия, самоорганизация, локальные сообщества, Сибирь, Новосибирская область, Красноярский край
Страницы: 162-183
Аннотация >>
Сельское местное самоуправление как самостоятельный политический институт демонстрирует явные признаки деградации, его эффективность и дееспособность со временем заметно снижаются. Сокращение полномочий и финансовых ресурсов местной власти приводит к развитию деструктивных явлений и процессов: ухудшается состояние объектов сельской инфраструктуры, развиваются негативные демографические тенденции. Цель исследования состояла в том, чтобы оценить, каким образом этим тенденциям может противостоять самоорганизация сельских жителей, выявить и классифицировать формы инициативного участия сельского населения в местном самоуправлении. Обобщение результатов социологического исследования с использованием метода case study в сельских поселениях Новосибирской области и Красноярского края позволило выделить основные виды формальных и неформальных практик участия местных жителей в инициировании проектов благоустройства территории, социальной поддержки и в решении других локальных вопросов. Сделан вывод, что недостаточная эффективность работы органов местной власти, их слабая ресурсная обеспеченность и неготовность к диалогу с населением влекут за собой появление неформальных типов участия жителей в жизни села. Неформальные практики могут способствовать росту сплоченности местных сообществ и содействовать не только сохранению, но и развитию сельских поселений. Активное вовлечение сельского населения в разные формы участия позволяет отчасти компенсировать дефекты местного самоуправления и противодействовать негативным тенденциям в сфере жизнеобеспечения сельских поселений.
DOI: 10.15372/REG20210207 |
Ж.А. Кулекеев1,2, Е.А. Пак3,2
1ТОО "КМГ Инжиниринг", Казахстан, Нур-Султан zh.kulekeyev@niikmg.kz 2ТОО "Центр исследований прикладной экономики", Казахстан, Нур-Султан 3НИУ "Высшая школа экономики", Россия, Москва zhenyapak@aerc.org.kz
Ключевые слова: евразийская интеграция, экономическое интеграционное объединение, ЕАЭС, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, международное сотрудничество, пандемия COVID-19
Страницы: 184-210
Аннотация >>
В статье обозначены и подробно проанализированы основные проблемы, препятствующие углублению интеграции стран ЕАЭС, в частности России и Казахстана. Также рассматриваются вызовы 2020 г., которые непосредственно повлияли на сотрудничество стран в рамках ЕАЭС, усугубив ранее существовавшие ограничения евразийской интеграции. В качестве основных ограничений для сотрудничества отмечаются несогласованность макроэкономических политик, высокая волатильность валют стран - участниц ЕАЭС, а также структура экономики ЕАЭС, в которой доминируют добывающие отрасли. Последнее обусловливает слабость внутрирегиональных связей между государствами-членами, а также значительную подверженность интеграционного объединения внешним шокам. В свою очередь, рассогласованность макроэкономических политик стран - участниц ЕАЭС объясняется авторами различиями в уровнях их социально-экономического развития. Учитывая, что пандемия COVID-19 оказывает дополнительное негативное воздействие на интеграционные процессы в ЕАЭС, авторы приходят к выводу о необходимости того, чтобы Россия и Казахстан, будучи самыми крупными участниками объединения, взяли на себя инициативу по углублению сотрудничества стран, планомерно решая стоящие перед ЕАЭС задачи.
DOI: 10.15372/REG20210208 |
Ю. Ли1,2
1Всекитайская ассоциация изучения России, Восточной Европы и Центральной Азии, Пекин, КНР 2Институт китайско-российских отношений Китайской академии общественных наук, Пекин, КНР
Ключевые слова: российско-китайские отношения, В«Один пояс - один путьВ», Большое евразийское партнерство, согласование стратегий развития, региональное сотрудничество, глобальная стабильность
Страницы: 211-235
Аннотация >>
«Один пояс - один путь» - стратегическая инициатива Китая, направленная на совершенствование международного сотрудничества. Она предусматривает обеспечение взаимосвязанности инфраструктуры, реализацию беспрепятственной торговли и финансовых взаимосвязей на основе усиления политического взаимодействия между странами-партнерами с целью достижения взаимной выгоды. Сотрудничество между Китаем и Россией в рамках инициативы «Один пояс - один путь» и Евразийского экономического союза, а также Большого евразийского партнерства стало важной частью стратегического партнерства двух стран. Сопряжение стратегий развития - гарантия получения значимых результатов сотрудничества. Многостороннее сотрудничество Китая и России, в том числе в стратегических областях, строится на принципах, изложенных в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Сегодня, когда мир переживает огромные потрясения, китайско-российское сотрудничество является не только существенным внешним условием развития обеих стран, но и важной гарантией стабильности в регионе и мире.
DOI: 10.15372/REG20210209 |
А.С. Новоселов, А.Е. Ковалев, Е.А. Гайдук
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск asnov@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: муниципальное управление, стратегическое планирование, моделирование, прогнозирование, социально-экономическое развитие
Страницы: 236-266
Аннотация >>
В статье исследованы методологические проблемы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований, рассмотрены подходы к разработке новой концепции муниципального управления социально-экономическими процессами, проанализированы современные подходы к изучению проблем муниципального управления на основе моделирования социально-экономических процессов. Обоснована необходимость системного подхода в муниципальном управлении и использования современного экономико-математического инструментария с целью повышения эффективности принимаемых управленческих решений. Разработаны методологические основы и методический аппарат для моделирования процессов управления экономикой муниципальных образований как сложных институциональных систем. Предложена балансово-оптимизационная модель, предназначенная для прогнозирования социально-экономических процессов развития муниципального образования и управления ими. В основу предлагаемых методов положены следующие предпосылки. Управление муниципальным образованием представляет собой сложный многоплановый процесс, включающий в себя решение стратегических и тактических задач. Необходимость повышения сбалансированности принимаемых решений в муниципальном управлении с учетом долгосрочных целей требует совершенствования многофункционального инструментария. Развитие муниципального образования осуществляется в рамках финансово-бюджетных циклов, равных по длительности одному году. В каждом таком цикле принимаются значимые управленческие решения, влияющие на восполнение бюджета и использование средств бюджета в текущем году и в последующие годы, а также влияющие на качественные, нефинансовые показатели развития города. Предлагаемая модель прогнозирует показатели развития муниципального образования на длительную перспективу. На основе обобщения положительного опыта использования модели на примере двух небольших городов - Бердска (Новосибирская область) и Кызыла в статье рассматривается применение указанной модели для одного из крупнейших муниципальных образований РФ - г. Новосибирска. Результаты исследования показали, что с помощью разработанной модели могут быть сделаны прогнозы изменений, которые будут происходить в муниципальном образовании в ответ на определенные виды управленческих воздействий. При этом можно рассчитывать показатели развития муниципального образования в ходе финансово-бюджетных циклов, в каждом из которых принимаются значимые управленческие решения, влияющие на восполнение бюджета не только в следующем году, но и в последующие годы, а также влияющие на социально-экономические показатели развития города.
DOI: 10.15372/REG20210210 |
Е.Н. Тимушев
Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, Россия, Сыктывкар evgeny_timushev@mail.ru
Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, органы местной власти, бюджетная децентрализация, внутрирегиональная налоговая децентрализация, пространственная корреляция, методика распределения дотаций
Страницы: 267-295
Аннотация >>
В настоящей работе предпринимается попытка совершенствования методического инструментария анализа пространственных эффектов внутрирегиональной (местной) налоговой бюджетной децентрализации и предложен способ наращивания налогового потенциала российских муниципалитетов. Увеличение налоговых полномочий органов местной власти - ключевой элемент бюджетной децентрализации - благоприятно для повышения эффективности бюджетных расходов, развития местной экономики и для повышения в целом уровня жизни населения. В статье в качестве индикатора внутрирегиональной бюджетной децентрализации выступает доля налога на доходы физических лиц местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета субъекта РФ от НДФЛ (доля НДФЛ местных бюджетов). Применяются методы структурного и пространственного корреляционного анализа, группировки и осуществляется анализ регионального законодательства. Выявлено отсутствие роста налоговых полномочий органов местной власти за 2014-2018 гг., что подчеркивает наличие проблемы их малой величины. Установлено, что децентрализация по НДФЛ присутствует только при малом налоговом потенциале региона и с его ростом уменьшается. Это указывает на недостаток положительных фискальных стимулов для осуществления эффективных местных расходов и развития налоговой базы. Предложен и апробирован способ анализа пространственных эффектов показателя доли НДФЛ местных бюджетов. Обнаружено, что пространственные эффекты значимы и положительны. Это свидетельствует о межрегиональном взаимодействии в сфере бюджетной политики, т.е. регионы ориентируются друг на друга в решении вопроса о внутрирегиональной налоговой децентрализации. Предложена методика выделения федеральных дотаций (на наращивание местного налогового потенциала), использующая найденные пространственные эффекты. Показано, что соседние регионы будут подтягивать свой уровень налоговой децентрализации и это позволит увеличить объем средств в распоряжении муниципалитетов на большую сумму, чем непосредственно величина трансферта, выделенного на наращивание местного НДФЛ. Полученные результаты могут быть использованы в государственной политике, направленной на увеличение налоговых полномочий органов местной власти.
DOI: 10.15372/REG20210211 |
А.Т. Юсупова1,2, Н.А. Кравченко1,2
1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск, Россия yusupova_a@mail.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия natakravchenko20@mail.ru
Ключевые слова: высокотехнологичный сектор, инновационная экосистема, проблемы взаимодействия
Страницы: 296-302
Аннотация >>
ИЭОПП СО РАН традиционно является коммуникационной площадкой для взаимодействия представителей науки, бизнеса, образования и государства. В статье дан обзор обсуждения проблем интеграционных взаимодействий в рамках инновационных экосистем, состоявшегося на очередном апрельском научно-практическом семинаре по проблемам высокотехнологичного бизнеса.
DOI: 10.15372/REG20210212 |
|