ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
М.С. Хахалина, А.А. Лагутина, О.Ю. Щерба, Н.В. Порязь
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия xaxalinam@gmail.com
Ключевые слова: дистанционное образование, MOODLE, онлайн, дедлайн, эффективность, успеваемость, мотивация, прокрастинация, интерактивные формы обучения
Страницы: 120-139
Аннотация
Введение. В статье рассматривается опыт реализации образовательной программы «Иностранный язык» для студентов неязыковых специальностей в условиях перехода на обязательное дистанционное обучение весной 2020 г. Анализ влияния таких параметров, как контроль времени выполнения заданий и применение различных интерактивных видов учебной деятельности на эффективность дистанционного обучения на платформе MOODLE, а также на мотивацию к обучению и самостоятельность студентов представляется авторам необходимым шагом к переходу на повсеместный смешанный формат обучения в вузе. Методология и методика исследования. Проведен подробный обзор литературы по проблемам эффективности онлайн-обучения за последнее десятилетие. Приведены характеристика и отличительные особенности МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в сравнении с традиционным форматом обучения, а также особенности образовательной платформы MOODLE. Методология настоящего исследования включала в себя статистический анализ эффективности учебного процесса при обучении студентов дисциплине «Иностранный язык» по таким параметрам, как динамика посещаемости ЭУКов (электронных учебных курсов) студентами различных факультетов в образовательной платформе MOODLE, а также работу учащихся в ходе видеоконференций на платформе ZOOM. В исследовании участвовали студенты младших курсов естественно-научных факультетов с различным уровнем довузовской подготовки. Интерактивными инструментами для осуществления обратной связи в период локдауна выступили видеоконференции на платформе ZOOM и чаты в системе MOODLE. Организация контроля времени происходила посредством назначения дедлайнов различных форм и степеней. Результаты исследования. Полученные результаты позволяют говорить о том, что академическая успеваемость и эффективность дистанционного обучения напрямую зависят от наличия дедлайнов выполнения работы и использования интерактивных форм взаимодействия с помощью современных цифровых инструментов, таких как видеоконференции и чаты. Однако существуют группы студентов, результаты работы которых не связаны с введением временных рамок различной степени жесткости и не зависят от форм работы. Успешность этих групп в освоении курса отличается кардинально. Заключение. В заключении обсуждаются перечень факторов, влияющих на академические результаты, и соответствующие рекомендации, данные преподавателям и методистам относительно групп студентов с различными показателями успешности. Дальнейшие исследования в этой области позволят повысить эффективность дистанционного обучения в условиях современных реалий, когда оно является основной формой работы и когда этот формат представляется неотъемлемой составляющей смешанного обучения.
DOI: 10.15372/PHE20210208 |