ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
М.А. Петров, А.В. Голдаева
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия mipet@yandex.ru
Ключевые слова: социально-информационная реальность, образование, трансформация образовательного процесса, инновационная парадигма образования, информационные тенденции, информационно-коммуникационные технологии, субъект и объект в образовательном процессе
Страницы: 140-156
Аннотация
Введение. В статье поднимается проблема трансформации образования в условиях современной социально-информационной реальности. Хотя процесс реформации образования есть явление многоаспектное, при его рассмотрении наличествуют основания акцентировать внимание на изучении новых информационных тенденций, которые, выступая в роли инструментов воплощения идеи развития образования, заданной инновационной парадигмой, составляют ядро обозначенной реформации. В связи с переориентацией духовной и социальной жизни на информационный базис наблюдается изменение в статусе знания, что применительно к процессу обучения, в частности, вносит характерные коррективы в функционал обучающего, утрачивающего во взаимодействии с обучающимся функцию основного носителя знаний и обретающего роль координатора своего ученика в безграничном информационном пространстве. Современные образовательные реалии рождают фундамент для становления нового субъект-субъектного типа образовательного взаимодействия, однако сохраняется невозможность его полноценной реализации, проступающая во взаимосвязи с проблемой трансформации образовательной системы в области ИКТ-направленности лишь с точки зрения формы, но не качественного содержания. На пути осмысления происходящих метаморфоз не только возникает необходимость детального изучения последствий введения информационных технологий в образовательный процесс, но и становится существенно значимым вопросом углубление в личностную компоненту акторов учебной интеракции, поскольку эффективность внедрения актуальных нововведений во многом обусловливается наличием личностных качеств, способствующих подготовке самого индивида к восприятию новой реальности. Целью статьи является попытка комплексного рассмотрения происходящей адаптации образования в соответствии с современной социокультурной ситуацией. Методология и методика исследования. В качестве объекта исследования определен образовательный процесс, а предметом выступает его трансформация в современном информационном мире. Методологической основой исследования является системный подход, позволяющий выявлять особенности трансформации процесса получения знаний в совокупности характерных для него аспектов, специфика которых формируется в плоскости инновационной образовательной парадигмы. Посредством компаративного метода, применяемого в статье для сопоставления развития образовательной интеракции в традиционной «знаниевой» среде и пространстве информационной культуры, обозначаются явления, впервые внедренные в бытие индивида, в условиях которых современная личность переживает уникальный опыт как вторичной, так и первичной социализации. На основе обобщения теоретических исследований ученых, разрабатывающих проблематику науки и образования, в статье приведены и проанализированы актуальные представления, затрагивающие предпосылки формирования сложившейся специфики процесса обучения в настоящее время, его непосредственные характеристики и проблемные аспекты, обусловливающие необходимость поиска их разрешения. Результаты исследования. Сквозь призму современных представлений о проблемах образования рассмотрен процесс адаптации образовательной системы на базе новых информационно-коммуникационных технологий. Изучение пласта теоретических исследований в области проблем современного образования позволило сформировать целостный образ его специфики как социально-культурного явления, особенности которого в настоящее время с точки зрения системы образования проявлены в смене парадигмальной установки, а с точки зрения учебной интеракции наблюдаются в изменении взаимоотношений «учитель - ученик». Ввиду концентрации особого внимания на многообразии имеющихся информационных тенденций обобщены эффекты их влияния на процесс получения знаний и определено место этих тенденций в происходящих трансформационных процессах. Помимо этого, в статье освещены такие вопросы, как 1) переход от традиционной «знаниевой» парадигмы образования к парадигме инновационного типа; 2) возникновение новых контуров знания; 3) субъект-объектный подход в образовательном взаимодействии и его несостоятельность в условиях современного мира; 4) особенности субъект-субъектного подхода и проблемы его внедрения. Сделан вывод о том, что противоречие между сложноорганизованной системой института образования, в силу своих особенностей не обладающей способностью к оперативной реформации качественных структур, и информационным обществом с характерной для него сверхдинамичностью выступает основным проблемным полем переориентации образовательного процесса на основы обновленной социальной реальности. Поиск преодоления противоречия предложено перенести в область осмысления личностной компоненты участников образовательной интеракции. Заключение. В условиях современной социальной реальности информационного типа образование претерпевает трансформацию и постепенно осуществляется адаптация образовательной системы к новым информационно-коммуникационным технологиям. Трансформация образования есть процесс многогранный, при реализации которого перед обществом обозначились проблемные вопросы, требующие их осмысления и разрешения, поскольку современные образовательные реалии рождают фундамент для становления образовательного взаимодействия в будущем.
DOI: 10.15372/PHE20210209 |