Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.97.9.172
    [SESS_TIME] => 1733256215
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => c4b5c3e69c91bdd12efc81c71c15fea4
    [UNIQUE_KEY] => 6230f03b0596b9aa2d98b902ca7c74ec
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2021 год, номер 2

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

М.А. Петров, А.В. Голдаева
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
mipet@yandex.ru
Ключевые слова: социально-информационная реальность, образование, трансформация образовательного процесса, инновационная парадигма образования, информационные тенденции, информационно-коммуникационные технологии, субъект и объект в образовательном процессе
Страницы: 140-156

Аннотация

Введение. В статье поднимается проблема трансформации образования в условиях современной социально-информационной реальности. Хотя процесс реформации образования есть явление многоаспектное, при его рассмотрении наличествуют основания акцентировать внимание на изучении новых информационных тенденций, которые, выступая в роли инструментов воплощения идеи развития образования, заданной инновационной парадигмой, составляют ядро обозначенной реформации. В связи с переориентацией духовной и социальной жизни на информационный базис наблюдается изменение в статусе знания, что применительно к процессу обучения, в частности, вносит характерные коррективы в функционал обучающего, утрачивающего во взаимодействии с обучающимся функцию основного носителя знаний и обретающего роль координатора своего ученика в безграничном информационном пространстве. Современные образовательные реалии рождают фундамент для становления нового субъект-субъектного типа образовательного взаимодействия, однако сохраняется невозможность его полноценной реализации, проступающая во взаимосвязи с проблемой трансформации образовательной системы в области ИКТ-направленности лишь с точки зрения формы, но не качественного содержания. На пути осмысления происходящих метаморфоз не только возникает необходимость детального изучения последствий введения информационных технологий в образовательный процесс, но и становится существенно значимым вопросом углубление в личностную компоненту акторов учебной интеракции, поскольку эффективность внедрения актуальных нововведений во многом обусловливается наличием личностных качеств, способствующих подготовке самого индивида к восприятию новой реальности. Целью статьи является попытка комплексного рассмотрения происходящей адаптации образования в соответствии с современной социокультурной ситуацией. Методология и методика исследования. В качестве объекта исследования определен образовательный процесс, а предметом выступает его трансформация в современном информационном мире. Методологической основой исследования является системный подход, позволяющий выявлять особенности трансформации процесса получения знаний в совокупности характерных для него аспектов, специфика которых формируется в плоскости инновационной образовательной парадигмы. Посредством компаративного метода, применяемого в статье для сопоставления развития образовательной интеракции в традиционной «знаниевой» среде и пространстве информационной культуры, обозначаются явления, впервые внедренные в бытие индивида, в условиях которых современная личность переживает уникальный опыт как вторичной, так и первичной социализации. На основе обобщения теоретических исследований ученых, разрабатывающих проблематику науки и образования, в статье приведены и проанализированы актуальные представления, затрагивающие предпосылки формирования сложившейся специфики процесса обучения в настоящее время, его непосредственные характеристики и проблемные аспекты, обусловливающие необходимость поиска их разрешения. Результаты исследования. Сквозь призму современных представлений о проблемах образования рассмотрен процесс адаптации образовательной системы на базе новых информационно-коммуникационных технологий. Изучение пласта теоретических исследований в области проблем современного образования позволило сформировать целостный образ его специфики как социально-культурного явления, особенности которого в настоящее время с точки зрения системы образования проявлены в смене парадигмальной установки, а с точки зрения учебной интеракции наблюдаются в изменении взаимоотношений «учитель - ученик». Ввиду концентрации особого внимания на многообразии имеющихся информационных тенденций обобщены эффекты их влияния на процесс получения знаний и определено место этих тенденций в происходящих трансформационных процессах. Помимо этого, в статье освещены такие вопросы, как 1) переход от традиционной «знаниевой» парадигмы образования к парадигме инновационного типа; 2) возникновение новых контуров знания; 3) субъект-объектный подход в образовательном взаимодействии и его несостоятельность в условиях современного мира; 4) особенности субъект-субъектного подхода и проблемы его внедрения. Сделан вывод о том, что противоречие между сложноорганизованной системой института образования, в силу своих особенностей не обладающей способностью к оперативной реформации качественных структур, и информационным обществом с характерной для него сверхдинамичностью выступает основным проблемным полем переориентации образовательного процесса на основы обновленной социальной реальности. Поиск преодоления противоречия предложено перенести в область осмысления личностной компоненты участников образовательной интеракции. Заключение. В условиях современной социальной реальности информационного типа образование претерпевает трансформацию и постепенно осуществляется адаптация образовательной системы к новым информационно-коммуникационным технологиям. Трансформация образования есть процесс многогранный, при реализации которого перед обществом обозначились проблемные вопросы, требующие их осмысления и разрешения, поскольку современные образовательные реалии рождают фундамент для становления образовательного взаимодействия в будущем.

DOI: 10.15372/PHE20210209
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину