ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
О.С. Лопатина
Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия olga.lopatina.19@bk.ru
Ключевые слова: цифровая среда, профессионализация в условиях цифрового обучения, педагогические аспекты цифровизации, совершенствование информационно-цифровых технологий
Страницы: 157-171
Аннотация
Введение. Проблема профессионализации будущих педагогов в условиях цифровизации вузовского учебного пространства и всей образовательной системы страны сложна по своей структуре, наполнена аспектами, которые требуют к себе внимания со стороны педагогической общественности: 1) гармоничная мотивация учебно-интеллектуальной деятельности субъектов образовательного процесса (и педагога, и обучающихся) пока еще представляется идеально возвышенной и требует осмысления практических подходов к ее решению; 2) пока еще до конца не определены факторы благотворного влияния на формирование цифровизационных навыков обучающихся; 3) осмысление педагогами и учеными потребности/необходимости в опережающем цифровом саморазвитии. В статье рассматриваются обозначенные проблемные аспекты, что актуально, поскольку цифровизация как условие общественного бытия предполагает интеллектуальное овладение ее технологиями в любой сфере человеческой деятельности. Для глубокого, осознанного овладения ими человек должен на мотивационном уровне совершенствовать умения цифрового отношения к выполняемой деятельности. В образовательном процессе, объединяющем в себе деятельность двух субъектов: педагога и ученика, требуется единение двух побуждений («мотив - побуждение, довод, основание к действию»50) к пониманию пользы цифровых действий, их совершенствованию (первый аспект). Динамичность мотивации активной деятельности обучающегося человека вероятна при адекватном состоянии окружающей его среды, которая располагает факторами, способствующими возрастанию интереса к новому делу, пониманию его полезности и нужности для него самого (второй аспект). Результатом успешности воспитания с позиции педагогики является способность человека руководить процессом своего личностного развития. Потребность в опережающем цифровом саморазвитии, ее реальную выраженность у будущих педагогов можно считать показателем успешности их профессионализации. Поиск путей мотивации к цифровизации учебно-интеллектуальной деятельности у субъектов образовательного процесса, совершенствование вузовского образовательного пространства - условия возрастания потребности в цифровом саморазвитии будущих профессионалов (третий аспект). Статья имеет целью глубинное исследование сущности (на основе исследований отечественных ученых) теоретического и практического содержания выделенных аспектов проблемы профессионализации будущих педагогов в условиях цифровизации образования. Методология и методика исследования. Исследование осуществлялось на основе методологии аксиологии образования, основывающейся на идеологии творческого развития педагога и обучающегося. Предложенная новая методология содержания образования представляет интерес для дальнейшего философского осмысления и развития образовательной системы в России. Результаты исследования дают основание считать, что положительные результаты освоения образовательной программы возможны при учете цифровой модернизации. Понятие «образованность» по-прежнему остается критерием качественности знаний, приобретенных человеком, но на современном этапе развития общества оно приобретает еще один новый аспект - способность предотвращать некоторые негативные последствия в человеческом поведении. Исследование показывает, что цифровизация образования может способствовать профессионализации, если реализуются условия совершенствования информационно-цифровых технологий. Заключение. Активизация современного образовательного процесса в высшей школе средствами современных цифровых технологий не исключает отказа от человекосообразности, от осмысления и поиска практико-педагогических неоклассических гуманитарно-гуманистических форм организации образовательного пространства.
DOI: 10.15372/PHE20210210 |