РЫНОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
С.П. Земцов1,2, Ю.В. Царева1, П.Н. Павлов1
1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия zemtsov@ranepa.ru 2Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Ключевые слова: доступ к рынкам, экономико-географическое положение, малое и среднее предпринимательство, гравитационные модели, институты, эконометрическая оценка
Страницы: 139-147
Аннотация
Предложены методики расчета объема потенциально доступных рынков и оценка их влияния на развитие предпринимательства. Выявлено, что рыночный потенциал выше в ряде приморских и приграничных регионов России, а также в европейской части страны вблизи крупных агломераций. За последние двадцать лет он многократно вырос, особенно на юге Дальнего Востока. Установлено, что малый бизнес более развит в регионах с крупными потребительскими рынками (Москва, Санкт-Петербург, Самарская область), благоприятной институциональной средой (Новосибирская, Ярославская, Воронежская области) и доступом к внешним рынкам (Хабаровский край, Приморский край, Калининградская область). Сделан вывод, что введение карантинных мероприятий может нанести наиболее существенный урон малым предприятиям в крупных городах и прибрежных регионах. Результаты эконометрических расчетов подтвердили исходную гипотезу: сокращение объема доступных рынков на 1 трлн руб. ведет к снижению числа микро- и малых фирм примерно на 0,5 (в расчете на 1000 чел. рабочей силы), с учетом уровня экономического развития и доступности капитала. Предполагаемое сокращение на 3 % мировых рынков, снижение доступности банковского финансирования и доходов населения может привести к падению числа малых и микропредприятий в России в 2020 г. на 9-10 % (200-260 тыс.). Тогда можно ожидать падения ВВП на 0,5-1,7 %. Результаты могут служить дополнительным обоснованием для субсидирования спроса, поддержки МСП, цифровизации госуслуг, развития инфраструктуры для международной и межрегиональной торговли.
DOI: 10.15372/GIPR20210315 |