Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 44.192.93.109
    [SESS_TIME] => 1711724300
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 3d97c706205b33c40dc6ada175907ed4
    [UNIQUE_KEY] => f27753a0e8cf94dc405c06b10a634fac
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2021 год, номер 4

Социолог Л. Г. Борисова: две миссии ученого на фоне институциональных трансформаций науки и образования

Е.А. Ерохина
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
leroh@mail.ru
Ключевые слова: реформа науки и образования, новосибирский Академгородок, научные социологические школы, педагогические системы, коммунарское движение
Страницы: 193-211

Аннотация

Введение. В статье на примере творческой биографии Людмилы Глебовны Борисовой и истории становления социологии в новосибирском Академгородке обсуждается возможность тиражирования уникальных научных и образовательных инноваций в институциональном пространстве российского общества. Методология. В основу методологии положены концепция многообразия перехода к современности Ш. Эйзенштадта; метод исследования научных школ в контексте взаимосвязи устройства науки с социальными проблемами общества, биографический метод и метод исследования интеллектуальных сетей. Эмпирическая база исследования опирается на документы Л. Г. Борисовой из Открытого архива СО РАН: делопроизводственную документацию, материалы личного происхождения, научные публикации. Обсуждение. Выявлены ключевые вехи биографии Л. Г. Борисовой в контексте институциональных трансформаций науки и образования позднего СССР, развития Новосибирского научного центра (ННЦ); показана история становления социологических направлений в новосибирском Академгородке, выявлены особенности одного из них - социологии образования. Дана характеристика особого, подвижнического типа российского ученого. Рассмотрена история успехов и неудач двух миссий Л. Г. Борисовой как организатора социологических исследований и инициатора внедрения системы коллективно-творческой деятельности (КТД) в образование. Заключение. Деятельность Л. Г. Борисовой как ученого-подвижника направлялась следующими принципами: единства слова и дела, общественного служения и полезности науки для общества. Эти идеи она транслировала в отношениях с учениками и коллегами. Новый этап российских реформ в образовании существенно сократил автономию профессиональных сообществ ученых и учителей, сузил базу рекрутирования кадров в науку и педагогику, усилил отчужденность профессионалов от принятия решений. В изменившихся условиях ее уход оказался невосполним для научной школы.

DOI: 10.15372/PHE20210409
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину