Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.233.217.106
    [SESS_TIME] => 1660731768
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 8a2411f577d4022f6abdb6212769c59d
    [UNIQUE_KEY] => 16b9ac276d0c0e11cd18eb1b05a33ade
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Регион: экономика и социология

2022 год, номер 2

ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ РАЗВОРОТ

М.Ю. Малкина
Институт экономики и предпринимательства, Россия, Нижний Новгород
mmuri@yandex.ru
Ключевые слова: российские регионы, доходы территориальных бюджетов, пандемия, налоговые доходы, неналоговые доходы, межбюджетные трансферты, моделирование
Страницы: 3-32

Аннотация

Предметом исследования являются доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Цель исследования - анализ влияния пандемии на динамику доходов территориальных бюджетов и оценка вклада различных источников (налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений и их составляющих) в их изменение. На основе данных о скользящих годовых доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ и их составляющих со сдвигом в один месяц строятся линейные временные регрессии для 86 регионов за 2015 г. - март 2020 г. С их помощью прогнозируются непандемические доходы территориальных бюджетов в пандемический период (апрель 2020 г. - июнь 2021 г.). Декомпозиция отклонений фактических доходов от прогнозных значений позволяет определить вклад различных источников в изменение доходов территориальных бюджетов в период пандемии. Наибольшую уязвимость к пандемии продемонстрировали субъекты Уральского федерального округа и ряда других нефтедобывающих регионов. При этом отмечаются аномально высокие приросты доходов в ряде регионов Дальневосточного федерального округа. Налоговые поступления оказали наибольшее отрицательное влияние на приросты территориальных доходов, причем львиную долю потерь обеспечил налог на прибыль, меньшие потери связаны с налогом на имущество организаций и с поступлениями от налоговых спецрежимов. НДФЛ частично компенсировал эти потери. Изменение налогов на товары и услуги оказалось крайне неравномерным. Неналоговые доходы бюджетов вели себя схожим образом с налоговыми доходами, наибольшие потери получены от использования государственного имущества и от продажи активов. Межбюджетные трансферты играли компенсирующую роль, возмещая и выпадающие собственные доходы, и растущие расходы регионов. В их распределении просматриваются мотивы как смягчения последствий пандемии, так и регулирования межрегиональных различий, а также политические предпочтения. Большую долю дополнительных трансфертов получили субъекты Северо-Кавказского федерального округа и некоторые другие отстающие регионы. В структуре трансфертов отмечается существенное увеличение доли субсидий и иных межбюджетных трансфертов, что отражает активное участие государства в реализации национальных проектов и создании общественных благ. Уменьшение доли дотаций на выравнивание означает сокращение нецелевой помощи, выделяемой на основе единых правил. Это свидетельствует об усилении дирижистской функции российского государства в экономике. Полученные результаты применимы для управления бюджетными доходами российских регионов, а также межбюджетными отношениями в периоды кризисов.

DOI: 10.15372/REG20220201
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину