Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.224.21.26
    [SESS_TIME] => 1716150291
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 1091695e0b61cef5cd43a0363d482361
    [UNIQUE_KEY] => ae9d50bbb14b5b56c50debfa1c0151b4
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

    [SESS_OPERATIONS] => Array
        (
        )

    [VOTE] => Array
        (
            [VOTES] => Array
                (
                )

        )

)

Поиск по журналу

География и Природные ресурсы

2023 год, номер 2

Влияние рельефа городских территорий на распространение транспортного шума (на примере Москвы)

С.В. Харченко1,2, А.Р. Мухаметшин3, Н.В. Аникина2, М.А. Быканова4
1Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
xar4enkoff@yandex.ru
2Институт географии РАН, Москва, Россия
anikina@igras.ru
3ООО «ИК Девон», Москва, Россия
ar.mukhametshin@mail.ru
4Курский государственный медицинский университет, Курск, Россия
marina.bickanova@yandex.ru
Ключевые слова: шумовое загрязнение, рельеф, натурные измерения, гашение звука, топография
Страницы: 54-63

Аннотация

Приводятся результаты натурных измерений автотранспортного шума на 10 ключевых участках в Москве в 2019 г. с пересеченным мезо- и микрорельефом местности. Замеры проводились синхронно у дороги и на различном удалении от нее - в точках перелома гипсометрического профиля. Парные измерения позволяли оценить величину гашения (редукции) транспортного шума. Вместе с этим гашение уровня шума было определено инструментально и заверено компьютерным моделированием для субгоризонтальной поверхности. Все это позволило оценить влияние, оказываемое рельефом земной поверхности на распространение транспортного шума. Показано, что это влияние оценивается величинами до 17 дБА (ослабление звука за счет шумозащитной функции рельефа). На ряде профилей было зарегистрировано усиление уровней шума за счет аккумуляционного эффекта, когда грани рельефа, обращенные к источнику шума, возвращают не поглощенную поверхностью звуковую энергию и увеличивают уровни шума относительно номинальных (для субгоризонтальных поверхностей) на 2-4 дБА. В целом, однако, влияние рельефа, вне зависимости от формы конкретного профиля, - редуцирующее со средними показателями гашения 5 дБА на всей длине профиля (40-120 м в различных случаях). Показано, что на выпуклых перегибах поверхности (бровки, гребни) даже субметровые различия по высоте выражаются в статистически значимых различиях уровней шума около 1,5 дБА сверх погрешности шумомеров. При этом влияние рельефа тем более значимо, чем более расчленена поверхность в непосредственной близости к дороге (первые десятки метров). На удалении 150 м роль отдельного источника звука в городской среде становится столь мала, что и оценивать влияние рельефа на него не имеет смысла.

DOI: 10.15372/GIPR20230206
EDN: YGKAWF
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину