Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 34.239.158.223
    [SESS_TIME] => 1716400321
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 2e0273d7fa8b5ce8a3d7e42254c99850
    [UNIQUE_KEY] => 52822324f6c07a13123e07d6ee06073d
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия науки

2023 год, номер 2

1.
Р. ДЕКАРТ: ПРОЯВЛЕНИЯ И ИСКРЕННЕЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ, И СТРАХА ПЕРЕД ЦЕРКОВНОЙ ИНКВИЗИЦИЕЙ

В.П. Горан
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия
goran@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: Декарт, инквизиция, страх, религиозность, анонимный оппонент, Бурден, человек, разум, телесный мозг, бестелесная субстанция
Страницы: 3-22

Аннотация >>
Проявление страха перед инквизицией оценено как один из крайних пределов диапазона многосторонних мировоззренческих и философских ориентаций Декарта. Зафиксировано, что этот страх сочетается у философа с искренней внутренней религиозностью. Отмечено, что наличие у него именно такой религиозности обусловлено почти десятилетним обучением в иезуитском колледже. А известие о приговоре инквизиции Галилею актуализировало для Декарта значимость его приверженности религиозным взглядам. Наиболее не только активно, но и воинственно эта приверженность проявилась в выступлениях Декарта против двух недостаточно, по его оценке, проявивших ее оппонентов философа: автора, пожелавшего остаться анонимным, и католического священника Бурдена. Выявлена обусловленная такой степенью религиозности Декарта его неспособность адекватно воспринять и учесть в полемике с этими авторами их доводы в пользу признания разума человека не бестелесной субстанцией, а продуктом функционирования его телесного мозга. Но если относительно анонимного автора Декарт был вынужден довольствоваться выражением своего несогласия с ним в специальной статье, то относительно Бурдена он не ограничился выражением своего несогласия с ним в публичной полемике в печати, но еще и осуществил фактически донос на священнослужителя его высокопоставленному церковному начальнику.

DOI: 10.15372/PS20230201
EDN: SHSLPO
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


2.
КРИЗИС ФОРМАЛЬНОГО ЗНАНИЯ В НАУКЕ

А.И. Разумовский
Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Москва, Россия
razumowsky@yandex.ru
Ключевые слова: формализация, польза, осмысленность, практика, действительность, человек, индивидуальность
Страницы: 23-34

Аннотация >>
Проведено исследование появления формально представленного знания, порядка его формализации и перспектив. Разрыв связующих нитей между реальностью и формальными ее описаниями привел к кризису формализации научного знания. В статье представлено два основных подхода к решению информационно-технических задач: абстрактно-логический и инженерный. Показано, как возникает творческий дискомфорт при излишней абстракции. Исследован вопрос о сочетании осмысляемого и рефлексивного компонентов в принятии целостных решений. Обсуждаются два пути процесса формализации: явный и теневой, при котором выхолащиваются субъективно незначимые детали и нюансы. Рассмотрены некоторые терминологические конструкции, возникшие как результат кризиса формализации знаний: «этика робота» и «искусственная мораль». Делается заключение об усиливающейся цифровизации как результате кризиса формального представления научного знания

DOI: 10.15372/PS20230202
EDN: KZMFEK
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


3.
СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОПРОСУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУКИ

В.А. Мукин, А.О. Федоров
Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары, Россия
mukin-va@yandex.ru
Ключевые слова: возникновение науки, этапы развития науки, глобальная эволюция
Страницы: 35-43

Аннотация >>
Рассматривается вопрос о возникновении науки как целостного корпуса достоверного знания. Предложен новый синтетический подход, в рамках которого возникновение науки интерпретируется как столкновение двух кардинально разных традиций: средневековой схоластики и естественной философии Нового времени.

DOI: 10.15372/PS20230203
EDN: VLYABS
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


4.
ПРИНЦИП НАИМЕНЬШЕГО ДЕЙСТВИЯ КАК ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ БЫТИЯ Часть I

М.Я. Мацевич
Белорусский национальный технический университет, Минск, Беларусь
vvv0045@mail.ru
Ключевые слова: действие, экономия, языковая игра, ценности, этика, детерминизм, формализм, телеология
Страницы: 44-58

Аннотация >>
Объектом данного исследования является принцип наименьшего действия (ПНД) в диалектическом единстве различных аспектов его проявления в философии и науке. Также выявляется функциональный статус ПНД в формировании и реализации стратегии устойчивого развития. В качестве методологической основы исследования выступают идеи классической философии, идеи Л. Витгенштейна, положения французской эпистемологической традиции, постмодернистские принципы деконструкции Ж. Деррида. Обосновано методологическое значение ПНД для фундаментальной онтологии, для создания перспективных стратегий эволюционной адаптации, социально-экологической оптимизации

DOI: 10.15372/PS20230204
EDN: DICXOD
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


5.
ПРИЧИННОСТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ

А.А. Санженаков
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия
sanzhenakov@gmail.com
Ключевые слова: причины, теория действия, естественные и гуманитарные науки, аналитическая философия, позитивизм и антипозитивизм
Страницы: 59-73

Аннотация >>
В статье рассматривается проблема применения понятий «причина» и «причинность» в социальных науках. Автор обращается к аналитической философии, где активно обсуждались вопрос легитимности использования этих понятий в научном исследовании и проблема возможности построения общественных наук по образцу естественных наук. На основании проведенного исследования показано, что позиция того или иного философа по стратегии построения наук об обществе зависит от его понимания роли причинности в объяснении действий отдельного человека. Сторонники стандартной (каузальной) теории действия настроены позитивистски и полагают, что общественные науки должны использовать методы и подходы естественных наук. Представители антикаузального крыла, напротив, считают, что социальные науки должны использовать свою методологию. Таким образом, решение данной проблемы должно предваряться разработкой теории действия.

DOI: 10.15372/PS20230205
EDN: DGQTQD
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


6.
КРИТИКА АНАЛИТИЧЕСКОГО МЕТОДА (НА ПРИМЕРЕ ТЕОРИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ ДЖОНА РОЛЗА) И ЕГО ТРАНСФОРМАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ПЕРФОРМАТИВНОГО ПОВОРОТА. Часть 2

А.Ю. Моисеева, А.С. Зайкова
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия
ajumo@yandex.ru
Ключевые слова: аналитическая философия, аналитический метод, теория справедливости, социальные исследования
Страницы: 74-90

Аннотация >>
Аналитический метод, понимаемый как основной подход аналитической философии, можно рассматривать как одну из практик, которые поддерживаются в обществе, поскольку имеют для этого общества определенное прагматическое значение. В первой части статьи мы отметили необходимость реформы аналитического метода и показали, что основанием для подобной реформы может стать перформативный подход, при помощи которого в последнее время была произведена перестройка многих областей социально-гуманитарного знания. В рамках перформативного подхода возможно совмещение аналитического метода с методологией социальной критики, что позволяет разрабатывать теории, обладающие и аналитической строгостью, и необходимым потенциалом для решения текущих социальных проблем. Во второй части статьи мы обращаемся к попыткам такого совмещения и анализируем его эффекты, в частности в аналитическом феминизме, в критической теории гендера и расы и современной социальной критике в целом.

DOI: 10.15372/PS20230206
EDN: CUNAWG
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


7.
ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ БУДУЩЕГО В НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИИ, КОГНИТОЛОГИИ И ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

Е.В. Рочняк
Донецкий государственный педагогический университет, Горловка, Россия
lero1981@yandex.ru
Ключевые слова: будущее, сущность будущего, представление о будущем, направленность на будущее, модель будущего, образ будущего, предвосхищение будущего
Страницы: 91-101

Аннотация >>
В статье проведен анализ понимания сущности будущего в таких естественно-научных дисциплинах, как нейрофизиология и общая биология, а также в стыкующихся с ними гуманитарных науках психологии и когнитологии. Полученные данные позволяют сделать вывод, что возможность представления будущего и потребность в его предвосхищении являются базовыми для всех живых организмов вообще и человека в частности.

DOI: 10.15372/PS20230207
EDN: DLMCHH
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


8.
СТЕРЖНЕВЫЕ СЛАГАЕМЫЕ МЕХАНИЦИЗМА: НЬЮТОНОВСКАЯ НОВАЯ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

В.И. Красиков
Всероссийский государственный университет юстиции Министерства юстиции РФ, Москва, Россия
krasvladiv@gmail.com
Ключевые слова: онтологическая схема механицизма, универсальная простота, количественная гомогенность мироздания, корпускула-точка, единые элементы и силы
Страницы: 102-118

Аннотация >>
Ньютон разработал модель новой универсальности, или однородного и изотропного мира, в котором действуют единые законы, - в отличие от аристотелевской концепции иерархического, многослойного и специфицированного космоса. Эта модель базируется на ряде вводимых им онтологических постулатов, которые можно вычленить из положений его классического труда. Ньютонов механицизм базируется на вменении миру универсальной простоты. Простота определяема всеобщей количественной гомогенностью мироздания, имеющей однозначные внутренние структуры: единые элементы и силы , которые можно исчислить и использовать . Количественная «единица» простой, гомогенной, физико-геометрической вселенной - амбивалентная корпускула-точка. Главные константы «механистической вселенной» - многообразие количеств масс, движений и сил, квантированных четкими взаимными отношениями. Были введены модельные пространство и время как привилегированная, абсолютная система отсчета. Для согласования модели физико-геометрической вселенной с чувственно воспринимаемой, эмпирической реальностью в третьей, астрономической, части «Математических начал натуральной философии» констатируется существование «общих свойств» (качеств) материальных тел, которые получаемы и удостоверяемы лишь опытным путем. Это качественные характеристики протяженности, твердости, непроницаемости, подвижности и инертности. Наконец, в Ньютоновой версии механицизма имеются вынужденно метафизические ингредиенты: необъяснимые и трансцендентные качества. Это сила тяготения, эфир и Бог. Таким образом, онтологическая схема механицизма, вырисовывающаяся в «Евангелии науки» Нового времени, выглядит как конструкция, основанная на последовательном мысленном эксперименте представления мироздания исключительно со стороны его «объективности» и «чувственной удостоверяемости».

DOI: 10.15372/PS20230208
EDN: RJNIKJ
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


9.
КОГНИТИВНЫЙ ОПЫТ КОРПУСКУЛЯРНОЙ ОПТИКИ

С.Б. Бондаренко
Курский государственный университет, Курск, Россия
bondsb@rambler.ru
Ключевые слова: натурфилософия, корпускулярная теория света, оптические эксперименты, математическая физика
Страницы: 119-128

Аннотация >>
В статье выделяются и анализируются четыре основных направления развития корпускулярной оптики: Демокрита - Гассенди, Анаксагора - Гоббса, Филолая - Декарта и Ньютона. Дается гносеологическая оценка когнитивных возможностей корпускулярных теорий света.

DOI: 10.15372/PS20230209
EDN: XFNJXM
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


10.
ОТ НАУКИ К БИОТЕХНОНАУКЕ (о смысле сдвига)

С.А. Смирнов
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия
smirnoff1955@yandex.ru
Ключевые слова: наука, технонаука, биотехнонаука, онтологическая установка, усовершенствование человека, знание, инженерия
Страницы: 129-143

Аннотация >>
В статье дается анализ сдвига, который переживает в настоящее время наука как сфера деятельности и институт. Делается вывод, что происходит сдвиг от науки к технонауке, или, точнее, к биотехнонауке. Сдвиг означает смену базовой установки. В научной парадигме допускалась установка на познание мира и неизменность человека - субъекта познания. В технонаучной парадигме допускается, что мир и человека необходимо конструировать, менять под инженерные задачи преобразования. Человек как главный субъект изменений должен быть преобразован и улучшен. Вводится принцип улучшения человека с помощью современных умных технологий. В процессе сдвига от науки к технонауке граница между наукой, культурой, властью и обществом стирается и формируются гибридные формы, в которых базовым процессом становится производство новых форм жизни, в том числе и нового проекта человека. В этих гибридных формах научное знание перестает быть сугубо эпистемологической единицей, оно встраивается в большие инженерные проекты.

DOI: 10.15372/PS20230210
EDN: XBCZRF
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину