Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 34.204.198.73
    [SESS_TIME] => 1721416880
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 399bb1e15e6949cc2533c2bbec4f18b4
    [UNIQUE_KEY] => 929dea613ec3cd992396d8bf285f3eae
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия науки

2023 год, номер 4

1.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ - II

А.Л. Симанов
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия
als49@mail.ru
Ключевые слова: философия, сциентизм, мировоззрение, функция, наука, познание
Страницы: 3-40

Аннотация >>
В планируемой серии статей на основе идеи единства сциентизма и мировоззрения предполагается выделить и проанализировать основные функции философии и их роль в научном познании. В данной статье рассматриваются генезис и основания методологической функции философии в процессе ее становления и развития.

DOI: 10.15372/PS20230401
EDN: AEVBUR
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


2.
ФОРМИРОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СМЫСЛОВ ФИЛОСОФИИ НАУКИ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ ЭВОЛЮЦИИ

Н.В. Бряник
Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
n.v.brianik@urfu.ru
Ключевые слова: Г. Гегель, О. Конт, альтернатива, логический позитивизм/неопозитивизм, физики-теоретики, философия, наука, философия науки
Страницы: 41-54

Аннотация >>
Философия науки со времени ее становления предстает как полемическое пространство, где в скрытом или явном виде идут дискуссии, касающиеся смысловых вопросов о предмете и статусе этой области философского знания, о соотношении философии и науки. В ряду многообразных ответов на эти вопросы всегда присутствуют предложенные в рамках альтернативных подходов и оказывающиеся диаметрально противоположными. В статье рассматриваются две альтернативы. Если альтернатива «Г. Гегель - О. Конт» отражает завершающий этап классической философии науки, то альтернатива «логические позитивисты - физики-теоретики» является ярким выражением неклассической философии науки.

DOI: 10.15372/PS20230402
EDN: OXQLQN
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


3.
О КРИТЕРИЯХ ПОНИМАНИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ, ИССЛЕДОВАНИЯХ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

В.М. Резников1,2
1Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия
mathphil1976@gmail.com
2Новосибирский исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: понимание без объяснения, интеллигибельная теория, интеллигибельная модель, понятный феномен
Страницы: 55-64

Аннотация >>
В статье сформулированы аргументы в пользу самостоятельной значимости проблемы понимания в современной философии науки. Очевидно, что невозможно создать серьезную концепцию понимания без исследования индикаторов понимания, используемых учеными. Изучив публикации в области искусственного интеллекта, естествознания и философии науки, автор описал критерии понимания, применяемые исследователями в этих областях знания. Основной результат состоит в предварительной классификации критериев понимания с учетом степеней универсальности этих критериев и степеней понимания изучаемых проблем, которые возникают у исследователей в процессе обдумывания и решения этих проблем при использовании формальных методов.

DOI: 10.15372/PS20230403
EDN: HGSTUX
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


4.
КОНТЕКСТУАЛИЗМ, ТЕЗИС ЛЬЮИСА И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Н.В. Головко
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия
golovko@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: Контекстуализм, приписывание знания, практическое окружение, обоснование, скептицизм, необходимость замыкания, эпистемический эгоцентризм, Д. Льюис, С. Коэн, К. Дерос, Дж. Хоторн
Страницы: 65-88

Аннотация >>
Цель работы - построить адекватную интерпретацию примеров «Аэропорт» С. Коэна и «Банк» К. Дероса как аргументов в пользу контекстуализма и против скептицизма. В свое время Д. Льюис задал основную «парадигмальную» рамку современного контекстуализма: (а) фаллибилизм, (б) скептицизм как смена контекста и (в) акцент на прагматике задания осмысленности высказывания, которую фиксирует «эпистемический стандарт», определяющий силу «эпистемической позиции» субъекта, приписывающего знание в данном контексте. Несмотря на то что С. Коэн и К. Дерос описывают разные ситуации (в примере C. Коэна мы описываем ситуацию приписывания знания не участнику диалога, а «третьему лицу»), для этих примеров можно предложить единую интерпретацию, которая, кроме прочего, будет объяснять, почему «эпистемические стандарты» в разных контекстах различны. Основанием такой «интерпретации» будет специфическая психологическая трактовка условия (в) - того, как работает прагматика задания осмысленности высказывания в контексте. Формируя свою психологическую «уверенность» в Р, субъект будет руководствоваться «определением предела, после которого мы уже не формируем убеждение, но обладаем им» (Дж. Нагель), и «степенью влияния привилегированной информации на предсказание реакции другого» (Э. Ройзман и др.), которые естественным образом будут различаться от контекста к контексту. Существенно то, что для того чтобы такая трактовка работала, мы должны потребовать, чтобы причинная структура подсознательных процессов, которые фиксируют убеждение, была изоморфна эвиденциалистской структуре пропозиционального обоснования. И на наш взгляд, это гораздо менее сильное допущение, чем допущение «мы можем знать в обыденной жизни», на которое опирался Д. Льюис в рамках его собственной интерпретации контекстуализма.

DOI: 10.15372/PS20230404
EDN: CUCIGX
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


5.
ТЕХНОНАУКА - НОВАЯ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ? ИЛИ ЕЩЕ ОДНА ПОПЫТКА РЕАНИМИРОВАТЬ ПОЗИТИВИЗМ?

Д.Г. Егоров
Университет ФСИН России, Псков, Россия
de-888@ya.ru
Ключевые слова: логика, наука, позитивизм, технонаука, методология
Страницы: 89-99

Аннотация >>
В статье дается критика расширенной трактовки концепта «технонаука», а именно критикуется провозглашение конца науки как таковой и наступление некоей новой эры в истории человеческого познания. Показано, что основа науки - теоретический метод не претерпел принципиальных трансформаций со времен Платона. Причина, по которой классическая логика и математика эффективны в моделировании реальности, заключается в том, что онтология мира изоморфна логике и математике. Соответствие логики и мира как такового и есть то, что делает возможным науку. Если и можно говорить о методологических «технонаучных» трансформациях, то это не что иное, как регресс к методологии позитивизма.

DOI: 10.15372/PS20230405
EDN: KYKPDY
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


6.
МЕЖДУ ДИСЦИПЛИНАРНОСТЬЮ И АНТИДИСЦИПЛИНАРНОСТЬЮ: К ВОПРОСУ О СТРУКТУРНОЙ ЕДИНИЦЕ В НАУКЕ

С.А. Смирнов
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия
smirnoff1955@yandex.ru
Ключевые слова: наука, научное знание, дисциплина, принцип дисциплинарности, дисциплинарная структура, дисциплинарная матрица, проект, научно-исследовательская программа
Страницы: 100-118

Аннотация >>
Статья посвящена анализу проблемы выделения структурной единицы науки и научного знания. Долгое время такой единицей была дисциплина, а доминирующим регулятивным принципом был принцип дисциплинарности. В статье показан механизм образования дисциплинарных структур. Установлено, что феномен дисциплинарности проявляется не в самой науке, а на стыке науки и обучения, в рамках работы института трансляции научного знания. Ставится проблема поиска возможных новых структурных единиц научного знания в период перехода от науки к технонаукам. Показано, что при переходе к междисциплинарным исследованиям дисциплина как структурная единица остается базовой. Поиск действительно новых структурных единиц научного знания совершается при переходе от дисциплинарных структур к проектным форматам, к научно-исследовательским программам, к проблемным и поисковым деятельностным машинам, при осуществлении социально-деятельностной инженерии.

DOI: 10.15372/PS20230406
EDN: KHQJEC
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


7.
ЭВОЛЮЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

А.Ю. Сторожук
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия
stor71@mail.ru
Ключевые слова: математическое доказательство, ясность и отчетливость, Декарт, Ньютон, Лейбниц
Страницы: 119-127

Аннотация >>
Целью статьи является рассмотрение этапов развития математического доказательства как последовательных этапов развития человеческого мышления, идущего по пути нарастания абстрактности. Разбирается точка зрения Я. Хакинга, выделяющего разные стили математического доказательства: подходы Декарта и Лейбница. Показано, что их нельзя рассматривать вслед за Хакингом как независимые подходы к пониманию доказательства. Они иллюстрируют развитие человеческого сознания, которое продвигается от конкретных представлений к абстрактному мышлению, поэтому подходы Декарта и Лейбница следует рассматривать как исторически развивающиеся подходы к пониманию доказательности.

DOI: 10.15372/PS20230407
EDN: EMEEQQ
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


8.
О КВАНТОВОМ ФУНДАМЕНТАЛИЗМЕ

И.Е. Прись
Институт философии НАН Беларуси, Минск, Республика Беларусь
frigpr@gmail.com
Ключевые слова: проблема измерения, квантовый (анти)фундаментализм, Бор, контекстуальный квантовый реализм
Страницы: 128-139

Аннотация >>
Согласно одному из возможных диагнозов проблемы квантового измерения, к ней приводит квантовый фундаментализм, утверждающий, что онтология и эпистемология мира исключительно квантовые, а классическая физика является лишь приближенной. Для Н. Бора проблема измерения - псевдопроблема, так как любое квантовое явление предполагает классический контекст экспериментальной установки и употребление классических концептов для его описания. Мы рассматриваем позицию Бора с точки зрения предлагаемого нами контекстуального квантового реализма (ККР), который вдохновляется философией позднего Витгенштейна. Наш подход согласуется с интерпретацией Х. Цинкернагеля, состоящей в том, что позиция Бора - не только эпистемологический антифундаментализм, но и онтологический антифундаментализм.

DOI: 10.15372/PS20230408
EDN: NFPLDO
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


9.
НОЯБРЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

А.С. Зайкова
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия
zaykova.a.s@gmail.com
Ключевые слова: наука, искусственный интеллект, философия ИИ, зима ИИ, весна ИИ, нейросети, генеративные модели, отчет Лайтхилла, отчет ALPAC
Страницы: 140-150

Аннотация >>
Термин «зима искусственного интеллекта» был предложен по аналогии с термином «ядерная зима» для описания цепной реакции, вызванной пессимистическими прогнозами экспертов и приводящей к резкому сокращению исследований в сфере ИИ. Впоследствии термин «зима ИИ» под влиянием понятия «цикл ажиотажа» стал характеризовать инвестиционный цикл ИИ-исследований и только упрочился с появлением термина «весна ИИ» как синонима «бума ИИ». Последние несколько лет отдельные исследователи предрекают зиму ИИ, предупреждая о возможных проблемах, следующих за «пиком завышенных ожиданий». Однако более тщательный анализ показывает, что при предсказании зимы ИИ не учтено несколько факторов, ключевыми из которых являются институциональные и экономические, а также упущен из виду принципиально иной подход современного общества к ИИ-исследованиям. Это значит, что даже с наступлением «ноября ИИ» в обозримом будущем зима фундаментальных ИИ-исследований так и не наступит.

DOI: 10.15372/PS20230409
EDN: MUWZHF
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


10.
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИОЛОГИИ КРОВИ

М.А. Суботялов1,2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
subotyalov@yandex.ru
2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск, Россия
Ключевые слова: история науки, история биологии, история медицины, история физиологии, физиология крови, кровь, физиология
Страницы: 151-161

Аннотация >>
Статья посвящена анализу основных этапов развития физиологии крови. В Древнем мире формируются предпосылки появления этой научной области и происходит ее становление. В Новое время продолжаются накопление и развитие знаний, приобретаемых с помощью новых теоретических и экспериментальных подходов к пониманию происходящих в организме процессов, совершаются важные открытия. В настоящее время физиология крови является одним из важных разделов физиологии. Цель статьи - выделить и охарактеризовать основные периоды становления и развития физиологии крови.

DOI: 10.15372/PS20230410
EDN: PQGAOR
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


11.
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА Часть 2. Экосистемный подход к проектированию инновационного университета как образовательного кластера

Д.В. Кравченко
Институт философии Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь
kravchenkod94@yandex.by
Ключевые слова: высшее образование, университет, образовательный кластер, экосистемный подход, инновационно-образовательная экосистема, треки инновационного развития
Страницы: 161-183

Аннотация >>
В статье предложен экосистемный подход как основание методологии проектирования университетского образовательного кластера в условиях становления инновационного общества. Онтология развития университетских образовательных структур представлена в виде саморазвивающейся кластерной системы, принципы функционирования которой моделируются на основе экосистемного подхода. Принципы проектирования реструктуризации системы университетского образования представлены на двух уровнях: университет и его развивающаяся структура моделируются в виде трансдисциплинарной кластерной системы, а структурно-функциональная динамика репрезентируется в виде самоорганизующейся системы, адаптирующейся к изменяющейся внешней среде. Методология решения проблемы раскрывается посредством ключевых концептов и методов: цели и назначения экосистемы, процесса основной деятельности, структуры экосистемы и ее элементов, образовательной среды, системы управления, продукта экосистемы, а также процесса становления и саморазвития образовательных структур экосистемы как социокультурного феномена.

DOI: 10.15372/PS20230411
EDN: NUHIOY
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


12.
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: ОБЗОР КНИГИ НИКОЛАСА РЕШЕРА В«EPISTEMOLOGY: AN INTRODUCTION TO THE THEORY OF KNOWLEDGE»

Л.Д. Ламберов
Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
lev.lamberov@urfu.ru
Ключевые слова: Решер, эпистемология, знание, прагматизм, истина, скептицизм, экономическая выгода
Страницы: 184-198

Аннотация >>
Статья представляет собой обзор книги Николаса Решера «Epistemology: An Introduction to the Theory of Knowledge» и содержит краткое изложение основных идей.

DOI: 10.15372/PS20230412
EDN: RIPNYI
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину