Лидарные методы активно используются для дистанционного зондирования атмосферы, однако их применение ограничено погодными условиями. Прямой метод измерений на базе аэрологического аэрозольного зонда обратного рассеяния (АЗОР) не имеет таких ограничений, а по физическим принципам работы эти методы близки. Всепогодная система мониторинга стратосферного аэрозоля может быть создана на основе совместного применения прямых и дистанционных методов наблюдений, но их согласованность следует подтвердить экспериментально. В работе представлены результаты лидарно-аэрологического эксперимента по зондированию атмосферы на высотах 7-50 и 0-30 км с помощью наземного лидара и АЗОР соответственно в г. Томске 15-16.03.2023 г. Измерялись вертикальные профили коэффициентов обратного рассеяния излучения от источников с близкими длинами волн: 532 (лидар наземного базирования) и 528 нм (АЗОР). Хорошее согласие результатов лидарных и баллонных измерений указывает на возможность использования АЗОР как мобильного средства для дополнения лидарных измерений в условиях облачности. Обсуждается одновременное применение технологий прямого и дистанционного зондирования атмосферы для повышения качества измерений в исследованиях аэрозольного состава атмосферы. Продемонстрирована возможность расширения лидарных наблюдений на двух длинах волн (355 и 532 нм) прямыми измерениями АЗОР с дополнительным набором длин волн (470, 528, 850, 940 нм).
За несколько последних лет Россия снова стала другой. Небывалой остроты достигло ее противостояние с «коллективным Западом», а наложенные им санкции фактически прекратили столь значимые для нашей страны западные инвестиции и экспортно-импортные операции. Это частично компенсировали «поворот на Восток» и усилия по формированию самодостаточной («суверенной») экономики. Федеративная Россия пополнилась шестью субъектами РФ, на четырех из них два года проходит специальная военная операция, а производственные и инфраструктурные объекты требуют восстановления и обновления преимущественно за счет федеральных финансовых и материально-технических ресурсов. Ускоренное развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса и объектов Арктической зоны РФ сопровождается локализацией экономического и инфраструктурного потенциала страны в нескольких регионах при продолжающихся депопуляции и «опустынивании» огромных территорий. Проводимая региональная политика, по мнению авторитетных ученых, не в состоянии стать системным регулятором процессов изменения пространственно опосредованной реальности. Не предполагая рассмотреть все аспекты и негативные последствия этого, автор предпринимает попытку обратить внимание читателей всего на пять вопросов: 1) почему Россию последних лет нужно считать «другой страной»? 2) на что претендует государственная региональная политика и учитывает ли она реалии «другой страны»? 3) чем обернется политика точечной локализации потенциала страны? 4) к чему ведет отсутствие территориального разреза федерального и региональных бюджетов? 5) как обсуждаются проблемы региональной политики в новейших трудах наших ученых?
Е.А. Коломак1,2 1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск ekolomak@academ.org 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Ключевые слова: агломерационные эффекты, микроэкономический анализ, предприятия, эмпирический анализ, регионы России
Страницы: 150-176
В статье рассматривается функционирование агломерационной экономики в регионах России, проводится эмпирический анализ результатов работы предприятий и изучается их зависимость от близости к крупному региональному рынку. Информационной основой исследования выступают данные СПАРК-Интерфакс за 2019-2020 гг. Проведенный анализ не подтвердил распространенное мнение о том, что агломерационные эффекты проявляются на очень ограниченных территориях центра России. Эконометрические оценки свидетельствуют о значительном вкладе агломерационной экономики в эффективность компаний, расположенных в различных частях страны. Во всех географических зонах и федеральных округах РФ имеются регионы как с существенными, так и с незначимыми положительными агломерационными эффектами, в некоторых регионах они отрицательные. Проявление агломерационных эффектов в регионах не зависит ни от плотности экономической активности, ни от уровня развития коммуникационной инфраструктуры. Очевидно, что отсутствие кооперации между местными производителями препятствует реализации существующего агломерационного потенциала в стране.
Л.В. Мельникова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск melnikova@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: межрегиональная дифференциация, конвергенция, производительность труда, структурные различия, структурный анализ, сдвиг-доля
Страницы: 177-200
В статье исследуется межрегиональная дифференциация уровней производительности труда (ПТ), лежащих в основе различий региональной экономической динамики. Средствами структурного анализа «сдвиг-доля» оценена значимость отраслевой структуры и ее изменений в формировании межрегиональных различий уровней ПТ. Был выполнен структурный анализ изменений в производительности труда, измеренной объемом ВДС на одного занятого в экономике, на данных субъектов РФ в разрезе отраслей ОКВЭД за период 2011-2021 гг. Результаты анализа выявили тенденцию к конвергенции региональных уровней ПТ. Основной вклад в конвергенцию вносят региональные сдвиги, возникающие из внутриотраслевых различий ПТ в зависимости от локации производств, и в существенно меньшей степени - отраслевые сдвиги, указывающие на межотраслевые различия ПТ. Основной вклад в дивергенцию региональных уровней ПТ вносят локализационные сдвиги, возникающие в процессе специализации региона на производствах, представляющих его сравнительные преимущества. Локализационные сдвиги большей частью происходят в азиатских регионах России.
В.И. Клисторин1,2 1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск klistorin@ieie.nsc.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Ключевые слова: Сибирское отделение АН СССР, Сибирь и Дальний Восток, наука и образование, фундаментальные и прикладные исследования, ВПК, организация науки
Страницы: 201-227
Целью исследования являются историческая реконструкция обоснования, подготовки и первого этапа реализации проекта организации Сибирского отделения АН СССР, выявление объективных и субъективных факторов, способствовавших успеху его организационного оформления. Основная гипотеза исследования состояла в том, что создание СО АН СССР отвечало выбранной руководством страны стратегии развития производительных сил, его геополитическим приоритетам. Критический анализ большого числа источников, включая опубликованные документы, позволил получить подтверждение этой гипотезы. В статье показано, что значительную роль в реализации проекта сыграли субъективные факторы, а именно формирование многочисленной коалиции в поддержку проекта, широкие полномочия его организаторов, особенно в кадровой политике. В то же время распространенное представление о влиянии личного фактора в становлении СО АН СССР и бесконфликтности в реализации проекта не получили дополнительного подтверждения. В статье показано, как и почему вызревала идея формирования центра фундаментальной науки на востоке страны и как аккумулировался опыт в этой области. Продемонстрировано, что вопреки господствующему принципу разделения науки и высшего образования, в Сибири удалось реализовать противоположную концепцию. Анализ опыта создания СО АН СССР полезен при формировании как научно-технологической политики, так и политики пространственного развития страны, при подготовке стратегических документов различного уровня и назначения.
Н.А. Кравченко1,2, В.Д. Маркова1,2, А.Т. Юсупова1,2 1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск natakravchenko20@mail.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет markova.pro@yandex.ru
Ключевые слова: кооперация науки и бизнеса, инновационные экосистемы, исследовательский и инновационный потенциал, технологический потенциал, государственная поддержка
Страницы: 228-257
На примере субъектов Сибирского федерального округа показаны проблемы взаимодействия науки и бизнеса в рамках формирования инновационных экосистем. Проведен сравнительный анализ развития регионов округа в исследовательской, инновационной и технологической сферах. Предложена схема позиционирования каждого из них в координатах научного и технологического потенциалов, которые отражают способности регионов создавать знания и инновации и восприимчивость региональной экономики к использованию и коммерциализации научных разработок. Выделены регионы-лидеры с развитыми и сбалансированными экосистемами (Новосибирская и Томская области), регионы, в которых научный потенциал выше технологического (Иркутская, Омская области, Красноярский край), регионы с уровнем развития технологий выше уровня развития науки (Алтайский край, Кемеровская область) и проблемные территории (республики Алтай, Тыва, Хакасия). Обоснована необходимость расширения горизонтальных внутри- и межрегиональных взаимодействий, способствующих поиску новых комбинаций способностей и возможностей регионов, повышению устойчивости и сбалансированности экосистем различного уровня. На примере развития инновационной экосистемы в области биофармтехнологий показано формирование взаимодействий между участниками экосистемы. Выявлена возрастающая значимость государственного участия в формировании моделей экосистемногоразвития, которые отличаются большим разнообразием. Формы и инструменты господдержки должны учитывать уникальные характеристики регионов, что предполагает значительное расширение полномочий властей регионального и местного уровней.
Е.Е. Горяченко1,2, Т.Ю. Черкашина1,2, Н.Л. Мосиенко1,2, К.В. Малов1,2, О.П. Фадеева1,2 1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск egor@ieie.nsc.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет touch@nsu.ru
Ключевые слова: Новосибирская экономико-социологическая школа, сельско-городская миграция, пространственная мобильность, социально-территориальная структура, локальная территориальная общность
Страницы: 258-288
В статье рассматривается история исследований Новосибирской экономико-социологической школы (НЭСШ) в области анализа социальных проблем территорий с начала 1960-х годов до настоящего времени. Показаны логика и основные этапы развития НЭСШ в трудах ее основателей, продолжателей и современных исследователей. Рассмотрена последовательная трансформация как комплекса изучаемых проблем, так и используемого социологического инструментария. Анализ проблем миграции между селом и городом и разработка типологии сельских поселений впоследствии были дополнены исследованиями процессов урбанизации и пространственной мобильности населения, а затем системным изучением социально-территориальной структуры советского и российского общества. Отмечены устойчивые особенности НЭСШ, прослеживаемые в работах авторов разных поколений, посвященных пространственной мобильности и функционированию социально-территориальных структур. В том числе: применение системного подхода к постановке задач и разработке дизайна исследовательских проектов; использование взаимодополняющих источников данных; концептуальные расхождения с политическим «мейнстримом», позволяющие исследователям делать выводы, не всегда совпадающие с государственной политикой и текущей конъюнктурой; стремление к использованию новейших инструментов сбора и анализа социологических данных; стремление к включенности в мировой контекст.
В статье анализируются итоги Первой конференции по изучению производительных сил Бурят-Монгольской АССР, проведенной в г. Ленинграде 1-10 апреля 1934 г. На основе опубликованных материалов конференции авторами обобщены данные о составе ее участников, секциях, характере обсуждаемых вопросов, выделены ключевые итоги. По результатам анализа социально-экономического развития республики определена роль конференции в развитии ее производительных сил. Сделан вывод, что несмотря на существовавшие региональные ограничения (отдаленность территории, слабая заселенность, сложные природно-климатические условия, неоднородность экономического освоения различных зон), сформулированные в ходе конференции рекомендации и последовавшие за ними политические решения позволили превратить аграрную республику в один из крупнейших промышленных центров на востоке страны. Особое внимание уделено важности комплексного решения проблемы размещения производительных сил и их территориальной организации.
О.П. Бурматова1,2 1Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Россия, Новосибирск burmatova.op@yandex.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Ключевые слова: территориальные эколого-экономические системы, экологические вызовы, устойчивое развитие, эколого-экономические взаимодействия в регионе, природоохранная деятельность, региональная экологическая стратегия
Страницы: 302-329
Окружающая среда отдельной территории рассматривается нами как объект регулирования, что требует разработки соответствующего комплекса методов и мер по прогнозированию эколого-экономических взаимодействий в регионе, обеспечивающих движение к его устойчивому развитию. В статье представлены концептуальные основы формирования подхода к прогнозированию экологических последствий функционирования региональной экономики в условиях современных экологических вызовов. Долгосрочный характер экологических проблем и их тесная взаимосвязь с экономическими и социальными особенностями регионов предопределили в качестве важнейшего направления региональных исследований разработку стратегии природоохранной деятельности и поиск путей ее реализации. Методологической базой данного исследования является идеология стратегирования и программирования эколого-экономического развития региона. Поддержание устойчивого развития территориальных хозяйственных систем существенно зависит от качества системы управления и определяется, соответственно, проводимой экологической политикой. В рамках предложенного подхода к прогнозированию экологических последствий развития экономики региона выделено четыре ключевых этапа исследований, на каждом из которых могут быть получены определенные результаты, нацеленные на последовательный анализ причин возникновения экологического неблагополучия в пределах той или иной территории, учет их возможных негативных последствий и поиск инструментов решения. Сформулированные концептуальные положения по прогнозированию природоохранной деятельности в регионе позволяют комплексно оценивать экологическую ситуацию и обеспечивать информацию для более адекватных управленческих решений в экологической сфере.