Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Философия науки

2023

Выпуск № 1

441.
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФУНКЦИЯХ ОРГАНА СЛУХА

М.А. Суботялов1,2
1Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
subotyalov@yandex.ru
2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 1
Ключевые слова: история науки, история медицины, история физиологии, история биологии, физиология органа слуха
Страницы: 145-157

Аннотация >>
Статья посвящена анализу основных этапов развития физиологии органа слуха. В эпоху Древнего мира и в Средневековье сложились предпосылки для дальнейшего развития этой научной области. В Новое время продолжается накопление знаний, приобретаемых с помощью новых теоретических и экспериментальных подходов к пониманию процессов в организме, совершаются важные открытия. Сегодня физиология органа слуха является одним из важных разделов физиологии. Цель статьи - выделить и характеризовать основные периоды становления и развития физиологии органа слуха. Материалами при написании данной работы послужили отечественные и зарубежные исследования, посвященные этому вопросу. Основные результаты заключаются в представлении этапов развития физиологии органа слуха с описанием вклада ведущих исследователей в этой области. Сделан вывод о процессе становления и развития физиологии органа слуха как направления медико-биологических знаний.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

442.
ПУБЛИКАЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ ПАНДЕМИИ: КЕЙС "ЭКОНОМИКА"

В.В. Гамукин
Тюменский государственный университет, 625003, Тюмень, ул. Володарского, 6
valgam@mail.ru
Ключевые слова: публикационная активность, закон Ципфа, кластеризация слов, семантический анализ, стемминг, экономика, пандемия
Страницы: 158-180

Аннотация >>
В истории найдется не так много примеров, когда мировая научная мысль смогла столь быстро отреагировать на один общий вызов, которым в 2020-2022 гг. стала коронавирусная инфекция. Отечественные исследователи-экономисты за этот период опубликовали 1615 русскоязычных статей в журналах, отразив широкий спектр своих воззрений. Проведенный семантический и кластерный анализ ключевых слов и частот упоминаний понятий в названиях этих статей позволил выявить ряд закономерностей. Совокупность названий статей можно рассматривать в качестве сублимированного текста, отражающего совокупное понимание исследователями происходивших в этот период экономических процессов. Удалось определить высокую степень соответствия частот использованных понятий распределению согласно закону Ципфа. Это следует трактовать как отражение некоего единства процесса общественного осмысления обстоятельств пандемии и ее влияния на экономику в различных аспектах.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Философия образования

2023

Выпуск № 1

443.
Институт образования и современная социальная реальность: признаки и тенденции развития

О.Б. Истомина
Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия
olgaistomina@mail.ru
Ключевые слова: институт образования, новая социальная реальность, типы рациональности, иррациональная рациональность, культура потребления, макдональдизация, макобразование, симулякры и симуляции, менеджеризм, дегуманизация
Страницы: 5-17

Аннотация >>
Введение. Кардинальные изменения в социальном устройстве и политическом регулировании общественной системы привели к необходимости переосмысления характеристик образовательной системы и ее ресурсов. С позиции социально-философского анализа представлены признаки современного российского института образования, тенденций динамики, обусловленной действующими типами постмодернистской рациональности. Методология. Теоретико-методологическую основу исследования составили диалектический метод, исторический, системный, компаративный анализ. Исследованы признаки института в рамках постмодернистской парадигмы социального устройства. Проблема рассматривается с позиций социально-философского анализа, который позволяет исследовать поливариантное дискурсивное пространство института образования, его текущее состояние, характерные черты и проекции социального будущего. Обсуждение. С позиций социальной значимости охарактеризованы социальные процессы и признаки системы образования. Среди них выделяются наиболее значимые: внедрение принципов культуры потребления; примат симулякров и симуляций в программе реформирования системы; менеджеризм в осуществлении управления персоналом образовательной организации; укоренение принципов макобразования (эффективность, калькулируемость, предсказуемость); субституция качественных и количественных подходов; распад нормативных образов образования; имажинерия иррационального, определившая вектор дегуманизации образовательной системы. Обосновано деструктивное воздействие названных характеристик на функционирование института, разрушающее рациональное и гуманитарное начала самой системы образования. Раскрыты и проанализированы деструкции современных стратегий в образовании на основе анализа вирулентности и контагиозности социальных последствий лишенной национальной специфики и государственного целеполагания образовательной политики. В заключении фиксируется позиция относительно значительной актуализации темы исследования и растущей потребности в рефлексии и социально-философском анализе тенденций развития института образования в отношении государственного запроса и решения национальных задач.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

444.
Категории "традиция" и "инновация" в научно-образовательном пространстве вуза

Н.Н. Абакумова1, Г. Лей1,2
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
niv_tomsk@mail.ru
2Средняя школа Цзи Нань №1, Шаньдун, КНР
leiguofang@126.com
Ключевые слова: традиции, инновации, инновационные изменения, преемственность, научно-образовательное пространство вуза
Страницы: 18-31

Аннотация >>
Введение. Актуализирована проблема традиционного и инновационного научно-образовательного пространства вуза в аспекте неопределенности инновационных изменений, неясности общественно-образовательных приоритетов, отсутствия целостной методологии философского понимания определенности и неопределенности в онтологических, эпистемологических, гносеологических, аксиологических научно-исследовательских программах, что отражается на возможности прогнозирования в образовании. Методология. В качестве методологической основы взяты теории педагогической инноватики В. И. Загвязинского, М. М. Поташника, В. А. Сластенина и концептуальные основы философии образования (прогнозирования, моделирования, проектирования) В. П. Беспалько и Б. С. Гершунского. Для определения традиционной и инновационной составляющей системы оценки научно-образовательного пространства вуза используются материалы, которые могут показать состояние объекта (вуз), результаты статистического мониторинга, мониторинга трудоустройства выпускников и др. Обсуждение. Выделены направления исследований в вопросах преемственности организации и развития научно-образовательного пространства вуза. Дано рабочее определение понятия «инновационные изменения», которое демонстрирует сочетание традиций и реализацию инновационных изменений с учетом преемственности, что будет способствовать достижению нового качества образования. Установлена взаимосвязь и соподчиненность категорий «традиции» и «инновации», что позволяет более полно охарактеризовать процессы преемственности. Определено, что в перспективе согласованное развитие категорий «традиции» и «инновации» в поле образовательной практики можно фиксировать по следующим направлениям: многоуровневое системное моделирование (включающее характеристики федерального, регионального и прочих уровней), сочетание внутренней и внешней оценок; разработку критериев образовательных достижений, связанных с использованием инновационных изменений; оценка инновационных изменений в контексте организации международных исследований (участия в международных рейтингах). Заключение. Система оценки научно-образовательного пространства вуза включает оценку традиционных и инновационных изменений внутренних и внешних условий и механизмов, их скорость реагирования на изменения во внешней среде, цифровую трансформацию вуза и возможность институализации инновационных изменений.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

445.
На пути к здоровью общества. Часть 4. Знаниеведение как базис российского образования

Е.В. Ушакова1, Т.С. Косенко2, И.В. Яковлева2
1Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия
foaushakova@gmail.com
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: здоровье общества, нормос и патос, социальный нормогенез и патогенез, смысл образования, онтология образования, эпистемология образования, базисный интеллект, аксиология образования
Страницы: 32-48

Аннотация >>
Введение. Представленная статья является четвертой заключительной частью из опубликованной в журнале «Философия образования» серии статей «На пути к здоровью общества». В ней раскрываются фундаментальные положения знаниеведения: онтологии, эпистемологии и аксиологии образования. Путь к здоровью общества раскрывается через социальную онтологию образовательных процессов; смысл образования; базисный интеллект обучающихся; полярные конструктивные и деструктивные трансформации образования; роль образования в условиях полярных социальных процессов. Методология представлена концептами циклизма, диалектики социальных процессов; системной философии; компаративизма; аксиологии общества и образования. Обсуждение. 1. Показана атрибутивная роль образования в обществе. 2. Раскрыто содержание смысла образования, содержащего вопросы: по какому пути идет современное российское образование; какова специфика современного социального бытия; какова роль образовательных ценностей и аксиологического знания в отношении происходящих перемен в обществе? 3. Проанализированы эпистемология и знаниеведение в образовании, основная стратегия обучения, главные блоки жизненно важных знаний. 4. Обсуждено понятие базисного интеллекта в образовании. 5. Прослежены полярные трансформации в образовании по пути нормогенеза (нормоса) и патогенеза (патоса). 6. Проанализированы исходные внутренние ресурсы человеческих возможностей как основы аксиологии образования при наличии полярных трансформаций социальных процессов. Заключение. Определено, что здоровое существование современного общества зависит от нормоса и нормогенеза сферы образования.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

446.
Цифровые технологии в образовательных взаимодействиях: проблема доверия

С.И. Черных1, И.Г. Борисенко2
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия
2560380@ngs.ru
2Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
i.g.borisenko@yandex.ru
Ключевые слова: образовательные взаимодействия, студенческое сообщество, педагогическое сообщество, доверие, интернет-технологии
Страницы: 49-64

Аннотация >>
Введение. Анализ развития интернет-технологий и их адаптация к системе образования являются важными направлениями современной философии. Цель исследования - найти ответы на вопросы: каким образом студенческое сообщество использует электронные технологии; кому и в каких видах образовательных практик студенты доверяют больше? А также на основании имеющихся и проведенных новых исследований выявить изменения и отследить трансформационные процессы в проблеме доверия. Методология. Социологический опрос в сочетании с аналитическим подходом позволил не только представить проблему феномена доверия, но и специфицировать ее в применении к взаимодействию трех композиционных элементов образовательных взаимодействий: педагогического сообщества, студенческого сообщества и интернет-технологий. Обсуждение. Социальная установка на то, что с развитием цифровых средств в образовательном взаимодействии необходимость непосредственного общения студентов с преподавателем сокращается, если их цифровая грамотность скоординирована (по уровню развитости) у обоих субъектов. Установлено, что в период сессий (экзамены, зачеты, защита и подготовка курсовых и дипломных работ) студенты охотнее прибегают к личному общению с преподавателем. Заключение. Результаты исследования показали следующее: снижается доверие к книге как источнику информации, что определяет новые ценностные ориентации и требует формирования соответствующих навыков, в числе которых и психологическая готовность к подобному «перелому»; школьная подготовка не дает достаточного уровня подготовленности, поэтому освоение функции персонификатора образовательных взаимодействий ложится серьезной ответственностью на преподавателя вуза, что отражается на «критических точках» учебного процесса.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

447.
Проблема гуманитарного содержания человеческого капитала в образовательных системах России и за рубежом: сравнительный анализ

О.В. Цигулева
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: человеческий капитал, гуманитарное содержание, образовательные системы
Страницы: 65-74

Аннотация >>
Введение. Проблема гуманитаризации человеческого капитала заключается в технократизации образования и рассмотрении этого феномена в контексте экономических наук. Ярчайшим примером проблемы гуманитарного содержания человеческого капитала выступил Болонский процесс, главной причиной которого стала не культурная трансляция национальных ценностей внутри европейских государств, а неспособность удовлетворить возрастающие потребности экономического сегмента. Компаративный анализ реформирования систем образования в европейских странах продемонстрировал, что основным вектором образовательной политики является ведение рыночного модельного образца, где вместо педагогических задач навязывается предоставление образовательных услуг. В связи с этим решение проблемы заключается в переосмыслении человеческого капитала и рассмотрении его в контексте педагогической науки с учетом определения гуманитарной составляющей человеческого капитала как ключевой. Методология. В качестве методологической основы используется сравнительный анализ содержания образовательных программ в высших учебных заведениях в странах Западной Европы, Азии и России. Обсуждение. Представлены основные характеристики образовательных систем стран-инициаторов Болонского процесса. Отмечается, что Болонский процесс (как пример экономической концепции формирования человеческого капитала), предполагающий двухуровневое образование, способствовал экономизации ресурсов с возможностью расширения и доступности высшего образования, выбора профессии, развития образовательной мобильности, однако этот процесс не смог предотвратить радикальную модернизацию существующих высших учебных заведений, практически полную потерю самобытности и идентичности национальных систем образования. Заключение. Основной проблемой современной системы образования является отсутствие определений ее целей и средств, соответствующих современным реалиям, требующих осознания того, кто и что является субъектом образовательного процесса, а также таких феноменов, как нравственные и ментальные ценности, морально-этические убеждения, внутренняя культура личности и др. Именно поэтому возникает острая необходимость в новом взгляде и новой интерпретации феномена человеческого капитала (образования) в контексте педагогической науки.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

448.
Репрезентация идей милосердия в системе практического применения законов Российской Федерации в системе образования

В.А. Скорев, Ю.П. Шевченко
Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, Омск, Россия
v.skorev@yandex.ru
Ключевые слова: взаимодействие, воспитание, гуманизм, милосердие, образование, профилактика, профессионализм, служение
Страницы: 75-91

Аннотация >>
Введение. Проблематика защиты прав и свобод человека в сфере образования и воспитания находится на стыке философии, юриспруденции, педагогики. Это присуще идее социально-правового государства. Актуальность темы обусловлена необходимостью переосмысления идеи милосердия в системе законотворческих проектов федерального и регионального уровней РФ с целью гармонизации соотношения индивидуального и социального в человеке. Статья посвящена актуальным процессам, происходящим в образовательной, воспитательной и профилактической деятельности образовательных организаций в условиях глубокой трансформации общественных отношений. Цель исследования - выявить системные факторы, лежащие в основе механизмов модернизации воспитательного и образовательного процессов современных образовательных организаций. Новизна состоит в стремлении выделить милосердие как усилительный контур основных видов деятельности образовательных организаций, репрезентации и практическом применении действующих законов Российской Федерации. Методология. Исследование проводилось в рамках сбора и интерпретации эмпирической информации по формированию российской образовательной политики на основе методологии аксиологии образования. Аксиологическая методология позволила авторам исследовать институциональный подход места и роли образовательных организаций в деятельности по предупреждению девиантных форм поведения детей и молодежи; необходимость моделирования позиции и роли педагога (учителя, наставника) как профессионала и компетентного специалиста, способного транслировать способности души к добру, справедливости и милосердию; региональный компонент наградной политики. сохраненный в законодательных актах образования, воспитания, профилактике правонарушения на принципах милосердия. Обсуждение. Переосмыслено предназначение образовательной организации в современном состоянии, проанализированы факторы, препятствующие раскрытию ее потенциала, и определено, что основой для адаптации образовательной деятельности под общественно-политические реалии становятся развитая духовно-нравственная и правовая культура, традиционные ценности российского общества. На основании понимания гуманистических проблем, с неизбежностью сопровождающих новые тенденции в образовании, обсуждаются два усилительных контура милосердия (потенциальная роль образовательного учреждения в деятельности по профилактике девиантных форм поведения и правонарушений несовершеннолетних; роль репрезентации идей милосердия в системе оценки деятельности работников образовательных сфер). Заключение. Предлагаемые рекомендации могут быть использованы для увеличения спектра научных исследований в сфере духовно-нравственных ценностей, ключевым из которых является милосердие. Представленные в статье обзор и интерпретация федеральных и региональных законов позволяют рационально объяснить феномен милосердия как безусловную ценность общественного и индивидуального сознания, позволяющую обрести уверенность и определенность в условиях распада нормативных образцов образования и неопределенности бытия. Подобное социально-философское осмысление соотношения образовательной политики и индивидуально-общественного сознания является базой для реформирования и обновления теоретических и прикладных исследований в области философии образования.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

449.
Достоинство как гармония индивидуального и социального в человеке

И.В. Козлова, В.В. Брюно
Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, Москва, Россия
iraangarskaya@mail.ru
Ключевые слова: человеческое достоинство, образование, воспитание внутреннее достоинство, социальное достоинство, нравственность, индивидуальное, общественное
Страницы: 92-110

Аннотация >>
Введение. Достоинство затрагивает различные аспекты человеческого существования, поэтому актуальность проблемы его формирования в рамках системы образования является важным ресурсом повышения индивидуального самосознания. Для уточнения природы происхождения достоинства в статье рассматриваются основные теоретические подходы современных исследователей к проблеме понимания его сущностных характеристик, путей формирования и диалектики развития. Методология. Обзор литературных источников, посвященных формированию человеческого достоинства, основан на системном подходе, учитывающем единство субъективного, социального и антропологического. Обсуждение. Отталкиваясь от системного подхода определяются три исследовательских направления концептуализации человеческого достоинства: субъективное направление (рассматривает индивида как уникальный субъект жизнедеятельности всего общества, при этом его духовное наполнение понимается как фундаментальное качество); социальное направление (учитывает социально-культурную сущность человеческого бытия: человек с высоким чувством достоинства влияет на культуру в целом, на процветание своей нации и всего человечества); антропологическое направление (определяет человека с изначальным наделением достоинства, поскольку человек является представителем «Homo sapiens»). В статье также на примере теорий Д. Дьюи и Э. Фромма рассматривается тезис о значимости в формировании достоинства единства индивидуального и социального в образовательном процессе. Заключение. Обзор научной литературы по поднимаемой проблеме позволил сформулировать авторское определение понятия «человеческое достоинство», оценить роль образования в его формировании и наметить пути конструктивного осуществления этого процесса.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 1

450.
Образование как Просвещение, или Как научить человека пользоваться собственным умом?

Л.Т. Ретюнских
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия
retunlar@gmail.com
Ключевые слова: образование, просвещение, пайдейя, философствование, критическое мышление, творческое мышление, виртуальная реальность, цифровая среда, преподавание философии
Страницы: 111-134

Аннотация >>
Введение. С целью исследования образования как социокультурного феномена и для выявления его наиболее эффективной стратегии в условиях современности отмечается наличие двух базовых моделей образования: информационной и исследовательской. Исследовательскую модель целесообразно связать с античной пайдейей и кантовской идеей образования как Просвещения, где учитель становится помощником обучающегося в овладении новыми навыками мышления; информационную - с кумулятивным накоплением знаний, определяющим функционал учителя в качестве носителя информации. Актуально подчеркнуть философскую составляющую образования на всех его уровнях, формах и содержании. Методология. Статья является теоретической в области философии образования с использованием диалектической, герменевтической и экзистенциальной методологий и применением таких теоретических методов, как анализ, синтез, интерпретация, концептуализация, проблематизация. Обсуждение. Для формирования самостоятельного, творческого и зрелого мышления в условиях информационного общества и его нарастающей цифровизации предложено отрефлексировать такие точки зрения, как пайдейя вчера и сегодня; образование как развитие мышления; образование: информирование и мышление; творческое мышление как умение пользоваться собственным умом; вызовы современности и образование (виртуальное и реальное); философия - инструмент образования как Просвещения. Взгляд на образование с позиций кантовского понимания Просвещения позволил существенно дополнить имеющиеся в современной философии и педагогике интерпретации основных его целей и задач, что представляется новым аспектом изучаемой проблемы. Кроме того, новизну исследования определяет позиция, обосновывающая преемственность исторически сложившихся моделей образования и роль философской составляющей образования как способа его развития в рамках парадигмы Просвещения. Заключение. Результаты исследования могут быть использованы как методология формирования принципов образовательной деятельности и как материал учебных курсов по философии образования для студентов педагогических и философских специальностей.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 441 - 450 из 43782
Начало | Пред. | 43 44 45 46 47 | След. | Конец Все