Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Название:
Аннотации:
Авторы:
Организации:
Номера страниц:
Ключевые слова:
   

Геология и геофизика

2024

Выпуск № 7

691.
АКТИВНАЯ ТЕКТОНИЧЕСКАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЦИЛИАН-ШАНЯ, CЕВЕРО-ВОСТОК ТИБЕТСКОГО НАГОРЬЯ

Ч. Чэнь1,2, Н.В. Короновский1, В.А. Зайцев1, В. Сюй2, Е.А. Мануилова1,3, С. Лю2
1Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Росссия
chenzhidan188@163.com
2School of Geosciences and Info-Physics, Central South University, Changsha, China
3Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН, Москва, Россия
Ключевые слова: Активная тектоническая деформация, сейсмичность, активность разломов, поле скоростей GPS, Цилиан-Шань, Тибетское нагорье
Страницы: 901-919

Аннотация >>
Цилиан-Шань (или горы Цилиан) расположен на северо-востоке Тибетского нагорья и представляет собой активно растущий ороген, обусловленный коллизией Индостана с Евразией. Сжатие между континентами вызвало интенсивное сокращение земной коры в Цилиан-Шане. Однако способ тектонической деформации земной коры остается неясным. Для оценки тектонической деформации Цилиан-Шаня в этой работе представлены материалы региональной сейсмичности, активности разломов и поле скоростей движения земной коры, по данным GPS, за последние два десятилетия. Результаты показывают, что для Западного Цилиан-Шаня характерно сжатие земной коры в меридиональном направлении. В Восточном Цилиан-Шане проявляется сдвиговая деформация вдоль пограничных разломов, разделяющих крупные блоки земной коры, в сочетании с их вращением по часовой стрелке. Сокращение земной коры в меридиональном направлении и боковая экструзия в широтном направлении - две модели деформации, соответствующие Индо-Евразийской конвергенции, которые совпадают с деформацией земной коры в Цилиан-Шане. Тектоническая деформация Западного Цилиан-Шаня в значительной степени согласуется с первой моделью, а деформация Восточного Цилиан-Шаня - со второй. Нижний поток земной коры под центральной частью Тибетского нагорья является потенциальной движущей силой, вызывающей экструзию земной коры нагорья на восток и рост некоторых пограничных горных хребтов, таких как Цилиан-Шань.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 7

692.
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВЫСОКОУГЛЕРОДИСТЫХ (шунгитовых) ПОРОД ВОДАМИ ОНЕЖСКОГО ОЗЕРА: МИНЕРАЛОГИЯ И ГЕОХИМИЯ ПРОЦЕССА

В.И. Малов1, В.Д. Страховенко1, Д.А. Субетто2, Е.А. Овдина1, М.С. Потахин3, Н.А. Белкина3, Г.И. Малов1
1Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН, Новосибирск, Россия
malov@igm.nsu.ru
2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
3Институт водных проблем Севера КарНЦ РАН, Петрозаводск, Россия
Ключевые слова: Шунгитовые породы, минералогия, геохимия, Fe-Mn конкреции, Онежское озеро
Страницы: 985-997

Аннотация >>
Углеродсодержащие (шунгитовые) породы содержат высокие концентрации микроэлементов, которые могут попадать в окружающую среду в результате выветривания. Шунгитовые породы представляют собой группу докембрийских углеродсодержащих пород Карелии вулканогенного и осадочного генезиса. В данной работе приводятся результаты изучения минерального и геохимического составов шунгитовых пород в районах их выхода на береговой линии Онежского озера. Взаимодействие вод Онежского озера с шунгитовыми породами привело: 1) к выносу большинства элементов за исключением K, Mn, Ba, Mg, для которых характерно увеличение концентраций в породах; 2) формированию ассоциаций вторичных минералов, таких как гематит, ярозит, гетит, халькозин, англезит, брукит, гидроксиды Mn. На основании полученных результатов предложена модель преобразования высокоуглеродистых (шунгитовых) пород водами Онежского озера.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 7

693.
УГЛЕВОДОРОДЫ-БИОМАРКЕРЫ И ИЗОТОПЫ УГЛЕРОДА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ н-АЛКАНОВ ПАРАФИНИСТЫХ НЕФТЕЙ И БИТУМОИДОВ СРЕДНЕДЕВОНСКО-НИЖНЕФРАНСКОГО ТЕРРИГЕННОГО КОМПЛЕКСА ТИМАНО-ПЕЧОРСКОГО БАССЕЙНА

Д.А. Бушнев1, А.А. Ильченко1, Л.В. Огданец2, Н.С. Бурдельная1
1Институт геологии ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар, Россия
ilchenko@geo.komisc.ru
2Филиал ООО «Газпром ВНИИГАЗ», Ухта, Россия
Ключевые слова: Парафинистые нефти, битумоиды, углеводороды-биомаркеры, среднедевонско-нижнефранский нефтегазоносный терригенный комплекс, изотопный состав углерода, Тимано-Печорский бассейн
Страницы: 998-1011

Аннотация >>
Объектами исследований являлись битумоиды осадочных пород и парафинистые нефти среднедевонско-нижнефранского терригенного комплекса Тимано-Печорского бассейна. Изучен состав углеводородов-биомаркеров и изотопный состав углерода индивидуальных н-алканов битумоида из керна скважин Омра-Лыжской седловины. Полученные результаты сопоставлены с аналогичными данными по составу парафинистых нефтей юга Печоро-Кожвинского мегавала. Генерационный потенциал и термическая зрелость органического вещества исследованы методом пиролиза Rock-Eval. Показано, что зрелость органического вещества пород изучаемого комплекса Омра-Лыжской седловины и Печоро-Кожвинского мегавала соответствует главной фазе нефтеобразования. Данные по изотопии углерода индивидуальных н-алканов и по составу углеводородов-биомаркеров не противоречат возможной генетической связи парафинистых нефтей и органического вещества вмещающего комплекса отложений. И для исследованных парафинистых нефтей, и для битумоидов пород оказалось характерным наличие рано элюирующихся перегруппированных гопанов, а также высокие концентрации н-алканов по отношению к изо-алканам и полициклическим биомаркерам, нетипичных для нефтей других нефтегазоносных комплексов. Показано, что и для н-алканов нефтей, и для н-алканов битумоидов пород характерен тренд на снижение содержания изотопа 13С с ростом числа атомов углерода в молекуле н-алкана.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 7

694.
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИНВЕРСИЯ СИГНАЛОВ ИМПУЛЬСНЫХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ЗОНДИРОВАНИЙ В ЗАДАЧЕ МОНИТОРИНГА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ПОРОД С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ ГЛУБОКОГО ОБУЧЕНИЯ

О.В. Нечаев, К.Н. Даниловский, И.В. Михайлов
Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН, Новосибирск, Россия
mikhayloviv@ipgg.sbras.ru
Ключевые слова: Мониторинг многолетнемерзлых пород, импульсное электромагнитное зондирование, векторный метод конечных элементов, преобразование Сумуду, экспресс-моделирование, неитерационная инверсия, глубокое обучение, искусственные нейронные сети
Страницы: 1012-1022

Аннотация >>
Представлен подход к решению задач мониторинга многолетнемерзлых пород на основе интеграции традиционных методов электромагнитных индукционных зондирований с технологиями глубокого машинного обучения. Приводятся решение прямой задачи импульсного электромагнитного зондирования методом конечных элементов с применением преобразования Сумуду, а также результаты разработки нейросетевого решателя прямой задачи на основе искусственной нейронной сети (ИКС), обученной на рассчитанных конечно-элементным алгоритмом данных. Нейросетевой решатель характеризуется схожей точностью моделирования с конечно-элементным методом, однако работает на несколько порядков быстрее, что открывает возможности для быстрой инверсии. Приводится решение обратной задачи, основанное на алгоритме PARS. Кроме того, представлен нейросетевой алгоритм инверсии, обученный на том же наборе данных, представляющий собой альтернативный подход к решению обратной задачи. В рамках вычислительного эксперимента сравниваются результаты численной инверсии на базе нейросетевого моделирования сигналов с результатами, полученными с помощью решателя обратной задачи на основе ИНС, а также с линейной комбинацией этих решений. Этот всесторонний анализ дает понимание эффективности предлагаемого подхода, основанного на глубоком машинном обучении, в задаче мониторинга многолетнемерзлых пород и предоставляет новые идеи для его дальнейшего применения в геофизике.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Философия образования

2024

Выпуск № 2

695.
Генеративный искусственный интеллект в обучении: перспективы новой дидактики

С.И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия
serg560380@yandex.ru
Ключевые слова: социальная философия, искусственный интеллект, генеративные системы, обучение, образование, субъектность, ответственность, идентичность
Страницы: 74-86

Аннотация >>
Введение. Рассматривая обучение как сложный процесс взаимодействия различных субъектов с целью приобретения знаний, умений, навыков, необходимо осмыслить искусственный интеллект как генеративную образовательную технологию. Генеративный искусственный интеллект (нейросети) - это переходный этап от «узкого» искусственного интеллекта (ANI) к «общему» искусственному интеллекту (AGI). Их воздействие на процессы обучения находятся в фокусе научной и общественной рефлексии в рамках двух проблем: сложности разработки методологических оснований и необходимости разработки новой дидактики. В дискурсе формирования новой дидактики в статье обсуждаются проблемы, связанные с влиянием искусственного интеллекта на изменения, происходящие с «полем ответственности» обучаемого. Также затрагиваются остро дискуссионные аспекты становления искусственного интеллекта как «третьего субъекта» в образовательных коммуникациях. Методология исследования основана на теоретических принципах (традиционных и прогрессивных) исследования искусственного интеллекта и его практического влияния на образовательный процесс как новой дидактики и возможности искусственного интеллекта стать «третьим» субъектом образовательного взаимодействия. Обсуждение. Ведущим тезисом большинства работ является понимание, что для образования генеративный искусственный интеллект следует рассматривать не только как благо (пользу), но и как экзистенциальный риск (ограничение поля субъектности индивида). Рассмотрение изменений, происходящих в обучении под влиянием «прямого» интегрирования приложений искусственного интеллекта (нейросетей) в содержание обучения (электронный тьютор, цифровой консультант и т. д.), означает не только новый этап в развитии конкретных практик обучения, но и изменение всех составляющих образовательного процесса. Обсуждение проблем, возникающих при использовании нейросетей в обучении, дает возможность понять, что простой перенос интуитивных знаний, систем и институтов дидактики традиционного обучения в новое образовательное пространство не будет корректным. Вместе с тем отсутствие права на ошибку и недостаток знаний относительно «работы» AGI и последствий его применения в образовательных взаимодействиях требуют переосмысления дидактических оснований обучения как процесса. Заключение. Применение генеративного искусственного интеллекта в обучении сегодня носит эпизодический характер, но его возможности расширяются с каждым днем, оказывая влияние на представление человека о реальности и самом себе. Возникающие при этом феномены «деструкции ответственности», «перемещение в зону комфорта» означают «размывание» человеческой субъектности, особенно в образовательной среде, последствия которых до конца не осознаются.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

696.
Трансформация методики преподавания технологий искусственного интеллекта в условиях цифровизации российского общества

К.В. Розов1, М.А. Абрамова2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
konstantin_dubrava@mail.ru
2Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
marika24@yandex.ru
Ключевые слова: технологии искусственного интеллекта, методика подготовки преподавателей, условия цифровизации российского общества, цифровизация образования
Страницы: 87-102

Аннотация >>
Введение. В статье ставится задача выявить возможности трансформации и перспектив развития методики преподавания технологий искусственного интеллекта в условиях цифровизации российского общества. Эта задача актуализирована возрастающим значением искусственного интеллекта во всех сферах общества. Бурное развитие искусственного интеллекта обусловило потребность в подготовке кадров новой формации, владеющих навыками в области технологий искусственного интеллекта. Но наибольшее значение приобрела задача актуализации содержания и методики подготовки будущих преподавателей технологий искусственного интеллекта. Методология. Анализ изменений методики как компонента подготовки кадров, выполняющей одну из задач института образования, решаемую в рамках еще более крупной задачи - формирования условий для устойчивого развития страны в целом, предполагает использование в процессе исследования структурно-функционального и системного подходов. Обсуждение. В работе представлен анализ нормативных документов, учебных программ. Ретроспективный анализ содержания традиционной подготовки будущих преподавателей информатики по основам искусственного интеллекта позволил обнаружить существенное отставание от того, что востребовано обществом, и уровня технологий, которые сегодня повсеместно внедряются, что актуализирует постановку задачи по реформированию как содержания, так и методического обеспечения. Анализ демонстрирует возможности модернизации методики обучения будущих учителей информатики применению технологий искусственного интеллекта, которые нашли свое воплощение в разработанной авторами модели подготовки будущих учителей информатики к преподаванию технологий искусственного интеллекта. Заключение. Апробация модели показала результативность в части формирования у студентов навыков владения технологиями искусственного интеллекта, а также умения транслировать свои знания ученикам. Результаты исследования продемонстрировали успешность предпринятой в исследовании попытки решить существующую проблему актуализации содержания и методики подготовки будущих учителей.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

697.
Противоречия общества и образования в теории развития человеческого капитала

О.В. Цигулева
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: высшее образование, развитие человеческого капитала, экономика знаний, гуманитарный фундамент высшей школы
Страницы: 103-113

Аннотация >>
Введение. Социально-экономические трансформации развития общества и научно-технический прогресс стали причиной деконструкции образования, затронувшей гуманитарный фундамент высших школ. Ключевым ресурсом, имеющим более существенное значение, чем природный капитал или накопленное богатство, стал феномен человеческого капитала. Практика лидирующих стран мира (Китай, Республика Корея, Великобритания, США, Швеция, Швейцария, и др.) наглядно свидетельствует, что ставка на инвестиции в создание конкурентоспособного человеческого ресурса является наиболее эффективной государственной стратегией, где совокупная доля человеческого капитала более чем в два раза превышает произведенный и природный капитал. В России актуализируется тезис акцентирования внимания образования на трудовом потенциале человека с точки зрения экономической прибыли. Методология. В качестве методологической основы используется сравнительный анализ реформирования образовательных систем в России и за рубежом с выявлением парадоксов и проблем, взаимосвязанных с развитием человеческого капитала. Обсуждение. Кризис рационализма с его непоколебимой верой в революционную составляющую научно-технического прогресса, характеризующийся приоритетом производства услуг и зависимостью профессионально-социальной стратификации от уровня образования, ведет к истончению гуманитарного фундамента высшей школы. В подтверждение этого тезиса рассмотрены достижения научно-технического прогресса за счет человеческого капитала в Германии; профессиональная направленность французской модели человеческого капитала; ориентация человеческого капитала на требования рынка труда в Великобритании; Болонский процесс как пример экономической концепции формирования человеческого капитала в России. Констатируется факт, что европейское образование утрачивает свою основную миссию: «восхождение человека к самому себе», к полноте и универсальности своего бытия, к объединению в себе духовных достижений предшествующих поколений. Заключение. Ориентация высшей школы на ценности экономически-рыночных стандартов администрирования сегодня стали причиной потери идентичности и самобытности национальных систем образования в глобальном мире.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

698.
Ценностно-знаниевый и методологический ресурс дисциплин эстетического и проективного цикла в развитии архитектурно-художественного мышления

Д.Н. Деменёв, Е.К. Подобреева, Д.Д. Хисматуллина
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия
denis-demenev@mail.ru
Ключевые слова: архитектурно-художественное пространство, синтез искусств, ценность, знание, методология, ресурс, концепция дополнительности, интегрированное мышление
Страницы: 114-130

Аннотация >>
Введение. Тенденции развития общества начала XXI в. указывают на интегративность знания, формирующего сознание человеческого общества в целом. Актуальным становится развитие архитектурно-художественного интегрированного мышления, позволяющего понимать сложные исторические процессы. С целью обратить внимание на ценностно-знаниевый и методологический ресурс дисциплин эстетического и проективного цикла в развитии этого вида мышления разработана соответствующая методология, которая строится на совокупности теоретических и эмпирических подходов, включающих анализ литературы, диалектический подход к историко-искусствоведческой реконструкции. Ядром исследования является феномен синтеза пластических искусств, в котором главным связующим выступает архитектура (зодчество), формирующая комфортную и эстетизированную пространственную среду. Обсуждение. На протяжении многих веков роль архитектурно-художественного образования в деле развития интегрированного мышления была определяющей и неоспоримой. Информационно-цифровая и технологическая эпоха дает большие преимущества (в скорости и наглядной визуализации логики художественного и других процессов и явлений действительности). Новизной исследования является представленная модель проекта и реализация методологии развития интегрированного, архитектурно-художественного мышления. В рамках поставленных целей и задач проекта было реализовано взаимодействие живописи и архитектуры, оказывающее на человека многостороннее, эмоционально-насыщенное, эстетическое воздействие. Заключение. Проведенный анализ синтеза искусств сквозь призму концепции дополнительности подтверждает, что архитектурно-художественное пространство на протяжении всей истории развития человеческой цивилизации продолжает оставаться одним из главных средств эстетического преобразования действительности и культурного прогресса. Это, в свою очередь, определяет и подтверждает необходимость комплексного, интегративного подхода в архитектурно-художественном образовании для реализации ресурса дисциплин эстетического и проективного циклов, позволяющих формировать интегрированное мышление, в котором ценностная, знаниевая и методологическая составляющие слиты воедино.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

699.
Интерактивная видеотехнология как средство развития умений иноязычной профессионально ориентированной коммуникации в условиях цифровизации образования

Е.А. Мельникова, А.В. Соболева, О.А. Обдалова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
elena.melnikova@mail.tsu.ru
Ключевые слова: интерактивная видеотехнология, иноязычная профессиональная коммуникация, цифровизация образования, социальная сеть, развитие иноязычных умений речи
Страницы: 131-143

Аннотация >>
Введение. С целью изучения проблемы поиска эффективного средства иноязычной подготовки студентов нелингвистических направлений в условиях профессионально ориентированного контекста используются современные средства цифровой среды, а также апробация эффективности и универсальности новых технологий. Методология исследования выстроена на основе аналитических методов субъективизма в интерпретации интерактивной видеотехнологии. Теоретической основой выступает синтез ведущих подходов, включая профессионально ориентированный, личностно-деятельностный, компетентностный и технологический. С позиции этих подходов обучение становится целенаправленным и становится более эффективным. Разработана технология развития умений иноязычной профессионально ориентированной коммуникации на основе интерактивной видеотехнологии в контексте проектной деятельности по созданию видеоролика как виртуального доклада на англоязычной конференции. Вокруг этого дидактического ядра строится весь образовательный процесс. Описано содержательное наполнение этой деятельности, включающей подготовку, отбор и анализ материалов, адекватных профессиональным и коммуникативным целям. Разработан сценарий видеофрагмента и выбраны способы реализации проекта по созданию видео, включая монтаж, озвучивание на иностранном языке и загрузку в цифровую образовательную среду в формате видеодоклада. Разработано понятие интерактивной видеотехнологии как мультимедийного средства обучения, позволяющего интегрировать видеоматериалы и инструментарий цифровых социальных ресурсов в процесс создания интерактивной образовательной среды в пространстве сообщества конференции Dive into Science в социальной сети ВКонтакте. Обсуждение. Интерактивная видеотехнология, положенная в основу процесса обучения 1) создает условия для активизации учебно-познавательной деятельности и активной коммуникации, стимулирует взаимодействие студентов с контентом и между собой за счет интерактивности и мультимодальности; 2) является инструментом самореализации личности и развития способности иноязычной профессионально ориентированной коммуникации обучающихся на основе создания видеороликов. Заключение. Результаты апробации позволяют сделать вывод об эффективности и универсальности предложенной технологии в развитии умений иноязычной профессионально ориентированной коммуникации в условиях цифровой среды.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


Выпуск № 2

700.
Художественная гимнастика в вузе: поиск новых форм и методов физического воспитания

Т.И. Колосова, Б.О. Майер
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск Россия
kolosovanew@yandex.ru
Ключевые слова: физическое развитие, эстетика развивающего воспитания, мотивация, здоровый образ жизни, высшее образование, технико-эстетический вид спорта
Страницы: 144-157

Аннотация >>
Введение. Художественная гимнастика в рамках физического развития характеризуется сложнокоординационными действиями в формате музыкального сопровождения и одновременно зрелищными эффектами воздействия на публику спортивными атрибутами (мячи, ленты, обручи, булавы, скакалки и др.). На всех этапах подготовки этот вид спорта предъявляет высокие требования к развитию координации движений, гибкости, ловкости, концентрации внимания и других индивидуально-потенциальных возможностей физического развития субъекта. Принимая во внимание, что требования к соревнованиям по художественной гимнастике регулярно меняются, имеют стойкую тенденцию к введению элементов повышенной сложности, соответственно, в высшей школе актуализируется поиск творческих методов повышения эффективности физкультурного процесса. Учитывая, что в рамках получения основного образования невозможно увеличить объем и интенсивность физической нагрузки, важно способствовать стимулированию потребностно-мотивационной сферы обучающихся в комплексе с воспитательным воздействием на психо-эмоциональный фон занимающихся. С целью всестороннего совершенствования двигательных способностей существует необходимость преодоления противоречий между потенциальной эффективностью использования элементов художественной гимнастики в физическом воспитании студенток вуза и отсутствием проработанности педагогического сопровождения в преподавания такого подхода. Методология. Для достижения цели изучены отечественные работы по организации занятий художественной гимнастикой в рамках физического воспитания, дан анализ апробирования элементов технико-эстетического вида спорта. Обсуждение. Необходимость изменения традиционной методики организации учебных физкультурных занятий с использованием элементов художественной гимнастики обусловлена обновлением степени интенсивности и качества двигательной активности девушек 17-19 лет. Предложена программа элективного курса «Основы художественной гимнастики в формате эстетически развивающего воспитания». Заключение. В целях преодоления противоречий невозможности увеличить объем и интенсивность физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию предложена модель эстетически ориентированного педагогического сопровождения в преподавании художественной гимнастики, обеспечивающая наряду с содействием формированию ценностей здорового образа жизни и развитием физических качеств повышение интереса к самостоятельной работе.
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину



Статьи 691 - 700 из 44417
Начало | Пред. | 68 69 70 71 72 | След. | Конец Все