АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ: КРОСС–КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД
Е.А. Костина
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 ea_kostina@mail.ru
Ключевые слова: академическая мобильность, кросс-культурный подход, кросс-культурная компетенция
Страницы: 64-76 Подраздел: ПОНИМАНИЕ НАУКИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕСТВА
Аннотация
В настоящее время задачей российской высшей школы является ее модернизация, способствующая повышению доступности, качества и эффективности образования. Достижению этих целей во многом способствует развитие академической мобильности студентов.
В настоящее время миграция академически ориентированной молодежи стала центральным звеном мировой системы высшего образования.
Специфика и проблемы процесса формирования и развития академической мобильности студентов в России заключаются:
1) в неплановом характере этой деятельности;
2) неразработанности ее теоретико-методологических основ, специальных механизмов ее реализации, правовых норм;
3) в отсутствии финансового обеспечения, нехватки компетентных специалистов в этой области.
Недостаточное финансирование и слабое знание иностранных языков — серьезные вызовы для процесса развития академической мобильности. Значительным дефицитом в организации академической мобильности на федеральном уровне является отсутствие национальной структуры, способной обеспечить решение широкого комплекса задач по развитию международной академической мобильности. Таким образом, эта задача полностью находится в сфере ответственности каждого отдельного высшего учебного заведения. Принятие этой ответственности должно быть подкреплено пониманием стратегической важности этой задачи непосредственно для конкретного вуза. Академическая мобильность — одна из важнейших сторон процесса интеграции российских вузов и науки в международное образовательное пространство. Кроме того, академическая мобильность — исключительно важный для личного и профессионального развития процесс, так как каждый его участник сталкивается с необходимостью решения жизненных ситуаций и одновременного анализа их с позиции собственной и «чужой» культуры. В статье на основе анализа сложившейся ситуации в современном высшем образовании рассматривается процесс организации академиической мобильности студентов с точки зрения кросс-культурного подхода. В условиях глобализации мирового пространства системы образования разных стран находятся в состоянии интернационализации, неотъемлемой частью которой является академическая мобильность. Автор анализирует основные доминанты академической мобильности (в том числе феномен кросс-культурной коммуникации и понятие кросс-культурной компетенции) в контексте кросс-культурного подхода. Кросс-культурной компетенции уделяется пристальное внимание в части определения данного термина и формируемых коммуникативных качеств личности, владеющих кросс-культурной компетенцией. Делается акцент на умениях и способностях, развиваемых у студента в процессе академической мобильности. На основе анализа Интернет-сайтов ведущих российских вузов сформулированы задачи организации академической мобильности студентов. В заключение автор акцентирует внимание на необходимости кросс-культурного подхода к организации студенческой академической мобильности для успешного вхождения вузов Российской Федерации в международное поликультурное пространство.
|