Альтернативы транспортного обеспечения освоения арктического шельфа России
Е.Б. КИБАЛОВ1, А.Б. ХУТОРЕЦКИЙ2
1Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия kibalovE@mail.ru 2Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия hab@dus.nsc.ru
Ключевые слова: Арктический шельф России, освоение, стратегия, сценарий, Севморпуть, Приполярная железнодорожная магистраль, стратегические критерии
Страницы: 3-19 Подраздел: Север и Арктика России в условиях глобальных вызовов XXI века
Аннотация
На примере проблемы транспортного обеспечения добычи ресурсов на арктическом шельфе России изложен и реализован подход к выбору целесообразной стратегии для решения слабоструктуризованной проблемы в условиях неопределенности сценария. Для структуризации проблемы построено дерево целей, описаны сценарии и стратегии. Сценарии указывают возможные состояния внешней среды, в которой решается проблема. Стратегии различаются способами транспортировки грузов: преимущественно морем (Севморпуть) или по сибирским рекам. Показано, что сооружение Приполярной железнодорожной магистрали необходимо при любой стратегии. Авторами разработана и программно реализована методика сбора и обработки экспертной информации, которая используется для построения числовых оценок значимости целей. По той же методике определяются входящие в оценочную матрицу оценки степеней достижения генеральной цели в результате использования каждой стратегии в условиях каждого сценария. Выбор целесообразной стратегии осуществляется по оценочной матрице с помощью стратегических критериев (Лапласа, Вальда, Гурвица и Сэвиджа).
DOI: 10.15372/REG20150101 |