Философия образования как особый познавательный проект
Н.А. Князев1, Р.Г. Буянкина2
1Сибирский государственный аэрокосмический университет имени акад. М. Ф. Решетнева, Россия, 660014, Красноярск, пр. Красноярский Рабочий, 31 knyazev@sibsau.ru 2Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Россия, 660022, Красноярск, Партизана Железняка, 1 buyankinar@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, методология, общенаучное знание, массив публикаций, инновационные знания, практико-ориентированное обучение, компетентностный принцип
Страницы: 5-16 Подраздел: ГЕНЕЗИС, СОВРЕМЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Философия образования представляет собой уникальное исследовательское пространство, в котором концентрируется, обобщается и подводится под определенные научные основания весь широчайший в предметном отношении мир событий и проблем отечественного и мирового образования. Философия образования испытывает особую необходимость в том, чтобы направлять современные философские и общенаучные знания на изучение закономерностей развития самой философии образования, на раскрытие еще не изученной ее предметной и методологической уникальности, на выявление исторически неповторимых особенностей. Еще мало сказано о роли подобного рода масштабных познавательных проектов в судьбе открывающихся принципиально новых отношений между философией и наукой вообще. Цель статьи - раскрыть особенности философии образования, относящейся к принципиально новому типу современных отраслевых междисциплинарных и социально-культурологических исследований. Организующая сила философии образования по отношению к стремительно расширяющимся эмпирическим и теоретическим массивам исследований объясняется ее способностью делать акцент на предметном многообразии и открытой методологической диалогичности отраслевых публикаций. Это предметное и методологическое многообразие рассмотрено в статье в аспекте его формы и содержания. Форма задана большим количеством публикационных потоков. С одной стороны, структура этих потоков определяется в соответствии с общими теоретическими основами философии образования, а с другой - каждый из публикационных участников осуществляет презентацию частного предмета и метода своего исследования. В «форме» различаются внутренняя и внешняя ее стороны. Внутренняя сторона формы обращена непосредственно к образованию, а внешняя - всегда обременена социально-экономическими условиями его существования. Особое внимание уделено исследованию оптимальных путей реализации теоретических знаний на практике. Расширение и обновление базы инновационных знаний приобрело стратегическое значение для стран современного мира. Этот процесс, ставший причиной значительного увеличения числа публикаций о научно-методических основах разработки учебных программ новейшего поколения, принято сейчас называть экономизацией знания. Статус исследовательского тренда получила концепция практико-ориентированного обучения. В концепции усилено внимание к индивидуальным качествам личности в процессе подготовки магистра или специалиста как непосредственных носителей инновационных знаний. Сделан акцент на значении «компетентностного принципа» в обучении. Таким образом, философия образования все более отчетливо обретает способность к междисциплинарным исследованиям с открытыми предметными и методологическими границами.
|