Трансляция культуры и/или развитие в деятельности: германо–российская и англо–саксонская модели образования
М.А. Абрамова1,2, В.В. Крашенинников3, Х. Либерска4, М. Фарника5
1Институт философии и права СО РАН, Россия, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 marika24@yandex.ru 2Новосибирский государственный университет, Россия, 630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 2 3Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 vkrash48@mail.ru 4Университет им. Казимира Великого, Польша, Ходкевича 30, 85-064 Быдгощ hanna.liberska@op.p 5Университет г. Зелена Гора, Польша, Licealna 9, 65-417 Zielona Góra marzanna@farnicka.pl
Ключевые слова: парадигма образования, дидактический энциклопедизм, дидактический утилитаризм, германо-российская и англо-саксонская системы образования
Страницы: 37-45 Подраздел: ГЕНЕЗИС, СОВРЕМЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье анализируются образовательные концепции, ставшие основой формирования англо-саксонской и германо-российской систем образования. Выявляются базовые принципы, специфика их реализации при построении образовательного процесса, разница в восприятии роли педагога. Авторы отмечают, что в концепции дидактического энциклопедизма критериями оценки эффективности образовательной деятельности учащихся стали, прежде всего, объем, системность усвоенных знаний, способность к анализу, качество гуманитарной подготовки специалистов. Стратегия изложения учебного материала строилась на основе принципа дедукции. Данный подход лег в основу германо-российской системы образования, а также некоторых стран Восточной Европы. В оппозиции к нему находится концепция дидактического утилитаризма - основа англо-саксонской системы образования, для которой характерны реализация деятельностного подхода и акцент на развитии личности в процессе приобретения эмпирического опыта. Существование такой оппозиции в рамках образовательных систем США, России и Европы обусловлено историей развития стран. В настоящее время происходит взаимопроникновение идей, концепций и подходов. В результате чего для англо-саксонской системы становится важным не только формирование опыта, но и определенных знаний индивида, в том числе в области гуманитарной подготовки. Для германо-российской системы образования, наоборот, в последние десятилетия более характерным является отход от принципа фундаментализации образования и усиление внимания к технологии построения образовательного процесса. Подписание странами Европы Болонской декларации лишь усугубило ситуацию пересмотра образовательных парадигм, что может иметь как конструктивные, так и разрушающие последствия для сохранения национальной специфики образовательных систем. В качестве одного из путей гармонизации происходящих изменений выступает идея «Образования через всю жизнь» (или принцип непрерывности образования), которая призвана стать механизмом адаптации индивида и преодоления им трансакционных издержек. Но для реализации данного принципа германо-российская модель образования, призванная ориентировать на фундаментальность знаний, оказалась менее адаптированнной в отличие от англо-саксонской системы образования, где ответственность за полученный образовательный результат всецело возлагается на обучающегося. Таким образом, авторы приходят к выводу, что смена образовательных парадигм не только способствует развитию, но и вполне может стать фактором, обусловливающим утрату системой образования базового принципа осуществления образовательной деятельности - принципа культуросообразности.
|