Проблематика исследований педагогического образования в публикациях российских ученых XXI века
Н.В. Чекалева, Н.С. Макарова, Ю.Б. Дроботенко
Омский государственный педагогический университет, Россия, 644000, Омск, Интернациональная ул., 6 pedagog@omgpu.ru
Ключевые слова: педагогическое образование, подготовка педагогов, педагогическое исследование, педагогическое науковедение, контент-анализ, анализ по ключевым словам, фокус-группа, научное знание, информационная модель науки, научная публикация, методология педагогики
Страницы: 46-58 Подраздел: ГЕНЕЗИС, СОВРЕМЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Авторы представляют обзор публикаций российских исследователей о проблемах педагогического образования с 2000 по 2015 гг. Статья содержит анализ состояния современной педагогической науки, характеристику современного педагогического образования и педагогических исследований, описание проблематики и выделение основных направлений педагогических исследований, экспертную и фокус-групповую оценку выявленных направлений. Анализируя состояние современной педагогической науки, авторы отмечают интенсивность протекания процессов интеграции и дифференциации, расширение проблемного поля педагогических исследований, увеличение количества публикаций, качественный рост научно-педагогического знания, обогащение понятийного аппарата науки и усложнение структуры педагогики. В статье указывается на проникновение в педагогику стратегий и методов гуманитаристики: интерпретации, контент-анализа, кейс-стади, моделирования, социометрические методы и т. д., которые позволяют получать новое знание о развивающихся педагогических объектах, а также качественно оценивать накопленные знания. Характеризуя педагогическое образование как сложный объект исследования, авторы подчеркивают усложнение содержания и структуры педагогических исследований, отражающих состояние и динамику развития педагогического образования. На основе методов контент-анализа, проблемного анализа, анализа по ключевым словам в статье представлен обширный обзор проблематики исследований педагогического образования за последние пятнадцать лет, что дает основание для выделения основных направлений педагогических исследований: описание результатов педагогического образования и развитие компетентностного подхода в педагогическом образовании; практико-ориентированность педагогического образования; исследование содержания и структура педагогического образования; профессиональная подготовка педагогов; развитие ценностей педагогической профессии; подходы к организации педагогического образования; формы, методы и технологии подготовки педагогов на разных уровнях педагогического образования и др. Авторы отмечают недостаток работ в области методологии исследования педагогического образования, описания изменений в педагогическом образовании, а также недостаток целостных историко-педагогических исследований, показывающих динамику развития педагогического образования с 2000 г. С помощью экспертного и фокус-группового исследования дается оценка выделенных направлений педагогических исследований; дополняется перечень направлений, в частности указывается на дефицит сравнительных, историко-педагогических работ, на основе которых можно было бы строить современную практику педагогического образования; прогнозируется появление новых направлений исследований. Материалы статьи содержат выводы об актуальных направлениях исследования педагогического образования в современных социокультурных и социоэкономических условиях. Материалы статьи могут быть использованы для определения исследовательской позиции и разработки плана собственного исследования.
|