Поиск ценностных основ воспитания в современном российском образовании
(публикация отозвана 10.09.2019)
Н.В. Наливайко1,2, Т.С. Косенко1
1Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 nnalivaiko@mail.ru 2Институт философии и права СО РАН, Россия, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
Ключевые слова: философия образования, воспитание, культуросообразность, социокультурный подход, ценностные основы, интеграция, глобализация, рыночная экономика, кризис, образовательная политика
Страницы: 66-76 Подраздел: ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ, ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И МЕДИАВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье показано, что ценностные признаки процесса образования и всего образовательного пространства обусловлены социальными основами. Направленность и содержание процесса ориентации обучаемых на определенные ценности всегда детерминированы системой ценностей педагога и общества, подвержены постоянным изменениям, обусловленным эволюцией общественных ценностей, ценностей национальной и мировой общечеловеческой культуры. В статье ставится вопрос о том, что основным резервом совершенствования образования, повышения его качества в контексте аксиологии выступает личностный потенциал обучаемого и обучающего. В этом аксиологическом поле всегда есть возможность для взаимопроникновения реального и возможного, нового и старого, актуального и потенциального, субъективного и объективного. В переломные моменты развития общества кардинально изменяются коренные государственно-политические цели и общественные интересы, происходит смена системы общественных и личных ценностей и социальных приоритетов, что обусловливает смену ценностей в системе образования, изменяет ее аксиологическую природу. Именно в этом проявляется взаимосвязь социальных основ и аксиологической природы образования, нуждающаяся в дальнейшем философском осмыслении. Особое внимание в статье уделяется проблеме образовательной деятельности как части культурно-исторической практики и социокультурной деятельности. Показано, что связь образования и культуры наблюдается с ранних периодов становления института образования, поскольку культура постоянно воспроизводилась через образование, поэтому парадигма образования с неизбежностью должна быть культуросообразной, соответствующей тому типу культуры, в которой жили субъекты процесса образования. Она (парадигма образования) должна быть нацеленной на освоение достижений системы образования и их воспроизводство, на принятие адекватных ей социокультурных норм, воспроизводство самой культуры общества и личности через обучение и воспитание индивидов.
|