Социально-философские аспекты проблем инженерного образования в контексте информационной культуры
И.А. Пфаненштиль, М.П. Яценко, И.Г. Борисенко
Сибирский федеральный университет, Россия, 660130, Красноярск, Свободный проспект, 82 IPhanenstil@sfu-kras.ru
Ключевые слова: информационное общество, информационная культура, проблемы инженерного образования
Страницы: 77-85 Подраздел: ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ, ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И МЕДИАВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье анализируются проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты технических вузов, значительный комплекс которых детерминирован отказом от лучших традиций советского образования. Авторы предлагают конкретные пути решения проблем инженерного образования, опираясь на новейшие информационные технологии. Анализ социально-философских аспектов проблем современного инженерного образования предполагает учет неоднозначности влияния современных информационных технологий на образовательную систему как социальный институт, выступающий в традиционном отечественном качестве - единстве обучения и воспитания. Информатизация общества не только принципиально изменяет систему образования, но и создает в ней новые проблемы, которые особо ярко проявляются на уровне инженерного образования. Для свободной ориентации в информационном пространстве человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры, однако в инженерном образовании сегодня в этом плане существует ряд проблем. Повышение престижа инженерных профессий - приоритетное направление модернизации российской науки, ведь именно от инженеров и конструкторов во многом зависит технологическое переоснащение страны. Для реализации данной цели необходимо сформировать новое поколение инженеров, способных создавать, поддерживать и развивать инновационные технологические решения. А одной из главных задач инженерного образования является не только подготовка профессионально образованного, способного к самостоятельному принятию решений специалиста, но и формирование умения успешного вхождения на рынок труда, развитие активной жизненной позиции, выработка умения дальнейшего самостоятельного развития личности. Здесь важно подчеркнуть, что в современном мире образование рассматривается не только как информационно-коммуникационное средство и механизм трансляции и распространения знаний, но и как социальный институт духовно-нравственного развития человека, как основа социализации личности, активного включения ее в различные сферы общественной жизни.
|