О сохранении человеческого в человеке и природного в природе
Н.В. Комова, В.В. Гусаренко, Д.А. Ноздрин
Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, Россия, 660022, Красноярск, Партизана Железняка, 1 nozdrindmitry@mail.ru
Ключевые слова: человек, природа, общество, цивилизация, прогресс, биосфера, ноосфера, образование, гуманитарные и естественнонаучные знания, информация, разум, коэволюция, всеобщая организационная наука
Страницы: 93-104 Подраздел: ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ, ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И МЕДИАВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - состоянию биосферы и перспективах существования вида homo sapiens. Перед учеными, философами возникли задачи формирования новой стратегии взаимоотношений человека с природой и выработки новой концепции образования. Человечество сегодня оказалось перед лицом глобальных изменений, связанных с экологией, демографией, образованием, медициной, ядерной безопасностью, ресурсами жизнеобеспечения. Взаимоотношения природы и общества, последствия научно-технического прогресса, необратимые экологические изменения затрагивают человечество и каждого человека. Развитие природы, как и развитие общества, оказались чрезвычайно неустойчивыми. Само будущее человечества находится под угрозой. Человек сделался заложником своей собственной научно-технической мощи. Обеспокоенность последствиями научно-технического прогресса является общей для физиков, биологов, врачей, философов. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. Пришло понимание, что важнейшим фактором в разрешении этих трудностей является образование людей, без этого невозможно будет разрешить проблему выживания человечества и биосферы. Интерес к окружающей природе, использованию технического прогресса объединяет сегодня естествоиспытателей и гуманитариев. Только единое человечество может надеяться на благоприятный результат, на будущее. За последние 30-40 лет в философской и естественнонаучной литературе оформилось учение о ноосфере, или сфере разума, возникшей с появлением человека. На определенной стадии развития человечества гарантом его благополучия становятся знания - информация. Жизненно необходимым для человечества является вопрос обеспечения образования людей с тем, чтобы предупредить наступление кризисной ситуации в системе «биосфера - человек». Только общество, которое является достаточно образованным и имеет квалифицированных профессионалов, будет иметь возможность перейти к эпохе ноосферы. Предлагаемые заметки - наша скромная попытка принять хоть какое-то участие в судьбе мира.
|