Трудная задача: между В«оцениванием» и В«проверкой эффективности»
А. Косентино
Университет Неаполя, Via Porta di Massa, 1, Италия cosentino.ntn@gmail.com
Ключевые слова: оценивание, досимология
Страницы: 105-114 Подраздел: СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Мои размышления сосредоточены как на эпистемологическом, так и на образовательном измерении оценивания. В этом плане я ищу ответы на следующие вопросы: в какой тип знания-теории необходимо включить оценивание? какую функцию следует приписать оцениванию? кто оценивает и с какой точки зрения? Когда оценивание становится некой профессиональной деятельностью, нацеленной на оценку образовательной программы, это заставляет разделять цели и средства, а главной ценностью, которая служит критерием оценивания, становится, как кажется, успех образовательного продукта. Подобный тип оценивания применяется извне к некоторым избранным результатам всего процесса и манифестирует свои позитивистские корни. Напротив, будучи рассмотренным изнутри процесса, оценивание приобретает другие смыслы и функции. В этом случае оно работает как «игра», как некая социальная практика, которая приобретает способность к самооцениванию, как только запускается процесс рефлексии. С этой точки зрения, оценивание представляется ничем иным, как одной из сторон развертывающего изыскания, и, что касается его общего направления, оно будет находиться в согласии с конструктивистской эпистемологией. В итоге оценивание выражает в целом неравнодушную сторону (caring-side) мышления либо в качестве отношения определения ценности (составления мнения), либо как отношения высокой оценки (приписывание высокой ценности). Что же касается образовательного сценария, то оценивание как извне, так и изнутри функционируют в большинстве школьных систем. Ясно, что внешнее оценивание превалирует в централизованных и бюрократизированных школьных системах, предпочитающих унифицированные и формальные учебные программы. Напротив, именно внутреннее оценивание помогает достигнуть лучшего результата, когда принимается учебная программа, которая учитывает местные нужды и, более того, которая является чувствительной к психологическим (личностные различия) и социологическим (специфика контекстов) переменным.
|