Технико–аналитическая грамота и художественно–образное содержание как базовые составляющие учебного рисунка
К.А. Кравченко
Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 kka-78@mail.ru
Ключевые слова: учебный рисунок, технико-аналитическая грамота, художественный образ, профессиональное восприятие, художественное мышление, творческая интерпретация
Страницы: 148-155 Подраздел: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Аннотация
Автор анализирует содержание учебного рисунка, структура которого включает в себя технико-аналитическую грамоту и художественно-образную составляющую. В изобразительной деятельности эти два начала неделимы. Активизация образного мышления повышает грамотность изображения, а глубокое изучение научных основ учебного рисунка помогает в создании убедительного художественного образа. В статье отмечается, что процесс обучения рисунку строится на развитии таких психических познавательных процессов, как восприятие и мышление. Процесс восприятия основывается на задачах изображения. Результаты восприятия перерабатываются с помощью мыслительных операций. В учебном рисунке процесс изображения построен на постоянном сочетании анализа и синтеза. Изображая с натуры какой-либо объект, студент анализирует конструкцию формы, пространственное положение, распределение светотени и другие особенности и закономерности модели. Результатом анализа является абстрагирование одного или нескольких свойств или признаков изучаемого явления. Вместе с тем абстрагирование не есть самоцель, а лишь средство познания целого, за абстрагированием следует обобщение как результат синтеза. Отсутствие художественного обобщения, объединяющего все признаки и свойства натуры, связывающего их в целостный художественный рисунок, объясняет характерную для многих рисунков разбросанность, хаотичность, композиционную несобранность. Задача педагога в процессе обучения рисунку - направить внимание студента от живого наблюдения к абстрагированию, например, от внешней формы натуры к ее конструкции, пропорциям, внутренней ритмической организации, которые определяют характер сложной формы. При рисовании с натуры студент должен научиться сочетать результаты живого созерцания и абстрактного мышления. Постигая технико-аналитическую сторону процесса изображения, необходимо понимать, что она не должна быть единственной задачей обучения, особенно на старших курсах, когда закладываются основы творческого отношения к изобразительному искусству. Возможности приобретения изобразительной грамоты в процессе творчества значительно расширяются, важно только обеспечить его проблемными ситуациями познавательного характера, то есть ситуациями, когда студенту предоставляется возможность решать изобразительные задачи создания художественного образа в учебном рисунке путем собственных умозаключений.
|