Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.191.215.30
    [SESS_TIME] => 1732198172
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => b5241c38d034deb0ab8752e76faae4ee
    [UNIQUE_KEY] => e4cbe30e85b8d7fcc70379ab17ef417a
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 2

Художественность в контексте эмоционально–эстетического развития

Д.М. Спектор
Институт художественного образования Российской академии образования, Россия, 119435, Москва, ул. Погодинская, дом 8, корп. 1
daspektor@mail.ru
Ключевые слова: художественное образование, эстетическое развитие, эмоции, типичные и уникальные ситуации, спонтанность
Страницы: 155-164
Подраздел: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Аннотация

Многообразной апологетике не удалось закрепить за сферой художественного развития ясно очерченного назначения. Изменение устоявшихся оценок возможно лишь при изменении взглядов на сферу эмоций. Ее переосмысление существенно изменяет назначение и структуру художественно-эстетического развития. Методологически-последовательное извлечение «ситуации учебного процесса» из рамок освоения известного и помещение в контекст «здесь и сейчас», акцентуация контекстного восприятия-действия служит методологическим ориентиром намеченных преобразований. Культура призвана культивировать в человеке ряд базальных инстинктов. В исторически первой форме культа она инициирует оборонительный инстинкт, иначе экстатическое состояние, в котором осуществляется торможение рефлекторных схем реагирования (в числе наиболее значимого инстинкта самосохранения), вызывая коллективно-спонтанные реакции. Трансцендентальная эстетика вбирает этот первичный предмет как спонтанную реакцию на уникальные ситуации вместе с их обращением к коллективу в форме требований гармонизации и выразительности и обыгрыванием такого рода ситуаций в качестве общекультурного отношения к миру. Возвращение эстетике ее исходных назначений требует ее переосмысления, в том числе в дидактическом отношении, как развиваемой системы навыков придания спонтанным инициативам эстетической (инспирирующей групповой дух) формы. Дальнейшее переосмысление онтологической подоплеки дидактики видится в смещении акцентов художественного развития с усвоения технико-изобразительных навыков, «истории искусств» к общим условиям развития эмоциональной сферы. И в его рамках первые роли должны занять цели и практические задачи искусств (в их исконной роли обращения к уникальному) или «искусство» в его умении обращать повседневность в поэму. В наиболее общем виде выводом из сказанного явилось бы методологически-последовательное извлечение «ситуации учебного процесса» из рамок «освоения известного и состоявшегося» и помещение в контекст «события», сопровождаемого акцентуацией плана ситуативно-спонтанного восприятия-действия. В свете предлагаемого прочтения освоение эстетики предстает напряженным трудом самосовершенствования. Прежде всего это фундаментальное переделывание сферы «непосредственного», сменяемого осмысленно-формируемой открытостью в отношении внутренних источников гармонии (синтеза). Это также переориентация развития на свой подлинный предмет - сферу разово-уникального, инициирующего в том числе выход за пределы естественной обособленности (возвышенное), вместе с тем удержание рамок прекрасного (внутренне-упорядоченной игры эмоций). Это, в конечном счете, выращивание «гармоничного человека» не в стенах монастыря, в кельях или мастерских, но в среде совместного переживания и действия.