О понятиях В«декоративность» и В«академизм» в живописи
В.Н. Видинеев
Нижневартовский государственный университет, Россия, 628600, Тюменская область, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 56
Ключевые слова: академическая, декоративная живопись, художественный образ, история искусства, русские художники, современное искусство
Страницы: 164-173 Подраздел: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Аннотация
Автор анализирует творчество художников прошлого и пытается раскрыть суть художественного метода в достижении выразительности при создании художественного образа. Рассматриваются произведения художников в попытке определить степень условности изображения и отхода от фотографического натурализма в сторону декоративности. Стилизация формы влечет за собой и степень условности в композиционном и колористическом решениях, а также оригинальность в технике живописи (то есть в манере письма). И самое главное: при создании произведения декоративной живописи следует определиться со степенью условности при стилизации реального изображения. А это зависит и от уровня художественного вкуса художника, и от степени его мастерства, и от эстетических представлений. Но решая творческие задачи, стилизуя образы героев и предметы изображения, можно дойти до потери всяческого смысла в изображении. Необходимость определения понятий «декоративность» и «академизм» в живописи возникла в связи с появлением в учебных планах подготовки педагогов в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства двух видов живописи: традиционной академической и декоративной. Понятия декоративности и академизма следует различать. При выполнении учебных заданий необходимо четкое разграничение предстоящих задач. Может быть, есть смысл написать одну и ту же постановку дважды: одну в академических традициях, а другую - декоративно, затем сравнить обе работы. В статье отмечается, что, несмотря на противостояние и различия решаемых в этих дисциплинах задач, происходит взаимопроникновение приемов в живописи. Элементы декоративности способны усилить эмоциональное восприятие художественного произведения, и знание законов реалистического изображения (а это основа академизма) поможет в создании произведений декоративного искусства. Задача педагога - в процессе обучения четко разграничить задачи двух дисциплин. Понимание студентами разности стоящих перед ними задач поможет и в освоении данных дисциплин, и решении творческих задач в самостоятельной профессиональной деятельности.
|