О проблемах волевой саморегуляции студентов на занятиях физкультурой в вузе (ценностно–образовательный аспект)
И.В. Яковлева, Н.К. Фёдорова, С.Л. Маргарян, С.А. Струкова
Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 uhova2005@mail.ru
Ключевые слова: ценностно-мотивационное содержание физкультурной деятельности, волевая сфера, волевые качества, волевая саморегуляция, волевая активность, мотивационно-побудительная готовность, смыслообразующие ценности
Страницы: 201-210 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье представлен анализ волевой активности студентов в связи с ценностно-образовательным содержанием физкультурно-оздоровительной деятельности на основе исследований, проведенных в течение двух лет на занятиях физической культуры в Новосибирском государственном педагогическом университете. Принимая во внимание, что волевой опыт, обусловленный не только физическим, но и смыслообразующим ценностно-мотивационным содержанием, способен изменить человека в онтогенетическом масштабе. У студентов первого курса специальной медицинской группы исследованы и проанализированы функциональная асимметрия свойств нервной системы по психомоторным показателям, использованы разнообразные методики самооценки собственных волевых качеств, а также интерпретирована методика совершенствования становой силы, для которой характерно проявление определенных специфических волевых качеств в конкретной деятельности. На основе проективной методики исследования ценностно-мотивационного отношения студентов к занятиям физкультурой выявлена взаимосвязь проявления смыслообразующих ценностей с физическим напряжением и рефлексией. В статье также обсуждаются основные механизмы волевой саморегуляции, такие как самопринуждение, самомобилизация, включение эмоций и самостимуляция. Способность не только хотеть (ставить цель), но и проявлять активность, уметь придавать деятельности определенный смысл, привязывая ее к имеющейся у человека потребности. Авторами сформулированы рекомендации о необходимости формирования в рамках прикладной физической культуры смыслообразующих ориентиров на здоровьецентристские мировоззренческие парадигмы.
|