ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ВЕКТОРА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.А. Пфанэнштиль
Сибирский федеральный университет, пр. Свободный, 79, г. 660041, г. Красноярск, Россия ndubrovskaya@sfu-kras.ru
Ключевые слова: социальные трансформации, информационное общество, мультикультурные государства, евразийский вектор, social transformation, information society, multicultural state, Eurasian vector
Страницы: 3-15 Подраздел: ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена широким комплексом проблем, в основе которых - социальные трансформации, вызванные глобализацией, а также господством информационных технологий, так как традиционное образование в своей версии «западной цивилизации», соответствующее модели неустойчивого развития, является одной из самых инерционно-консервативных систем. В последние десятилетия образование в своем глобальном измерении не удовлетворяет потребностям социальной жизни, поскольку продолжает транслировать знания индустриально-потребительского общества, приближая глобальную антропоэкологическую катастрофу. Автор акцентирует внимание на том, что на сегодняшний день содержание, цели и задачи мирового образования все больше отстают от глобальных тенденций становления информационного общества. Однако единство человечества может быть сведено к ведущим константам человеческого существования и рассматриваться как состояние неизменное, внеисторическое. Сегодня на место государств единообразного большинства приходят мультикультурные государства, то есть государства различных меньшинств (социальных, культурных, этнических, конфессиональных и др.), оберегая исторические традиции и сохраняя этнокультурный плюрализм. Важно подчеркнуть, что система образования не может и не должна быть ценностно-нейтральной: если она не формирует конструктивные ценностно-смысловые и социокультурные установки, вакуум заполняется стихийно возникающими жизненными, часто деструктивными ориентациями. Этот факт нельзя игнорировать, потому что именно на мощном историческом базисе всегда основывалось образование стран Востока. В этой связи усиление социально-гуманитарной составляющей образовательной системы является одним из путей сохранения обществом гуманитарного потенциала и обеспечения себе достойного будущего. Именно евразийский вектор развития образования включает в себя отечественные стандарты в социально-философском понимании.
DOI: 10.15372/PHE20160101 |