Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.226.222.76
    [SESS_TIME] => 1732194930
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 12688a2e9c467188a01cbbcec47b8818
    [UNIQUE_KEY] => fd363ed298583a3cba25756f28eade49
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИМЕНИМОСТИ МАТЕМАТИКИ

В.М. Резников
Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, 630090, г. Новосибирск, Россия
mathphil1976@gmail.com
Ключевые слова: адекватность математической дисциплины, теория вероятностей, математическая и прикладная статистика, философия и методология науки, adequacy of mathematical discipline, theory of probability, mathematical and applied statistics, methodology and philosophy of science
Страницы: 171-178
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Аннотация

Статья посвящена проблеме адекватности математики - значимой, междисциплинарной проблеме, охватывающей чистую математику, прикладную математику, философию и методологию науки, педагогику и др. Существуют сугубо философские подходы к проблеме адекватности математики, основанные на тезисе о неустранимости математики из наиболее успешных естественнонаучных теорий. Однако, по-нашему мнению, они не представляют интереса для реальных приложений. Во-первых, в подавляющем большинстве научные дисциплины не являются формализованными. Во-вторых, на основе теорий решается менее одного процента научных проблем. В-третьих, даже в физике роль теорий ограничена теоретическими проблемами, а для объяснений конкретных физических явлений используют эмпирические законы и модели физических теорий. Цель работы состоит в проведении методологического анализа реальных применений прикладной математической статистики. Дело в том, что несмотря интенсивное применение математики практически во всех областях знания, современный формальный аппарат не вполне соотвеетствует корректному применению математики. Известные требования к применению математики не являются строгими, и корректное применение математики относится скорее к искусству, чем к сфере науки. Проблемы корректного и эффективного применения математики являются актуальными, так как они важны для научной практики, однако не получили должного внимания в философской и методологической литературе. Основная идея работы состоит в демонстрации эффективности методологического анализа в контексте реальных применений. В работе на основе предложенного понятия базового свойства математической дисциплины сформулированы требования к применимости математической дисциплины. Так как множество требований не является полным, предлагается стратегия по уточнению требований, которая заключается в определении свойств математических объектов, способствующих или препятствующих применению формального аппарата. В результате такой работы уточняется понятие адекватности математической дисциплины, в частности прикладной статистики. Сложности использования прикладной статистики вызывают появление новых перспективных направлений в статистике. Все известные потенции математической статистики так или иначе связаны с развитием общих и прикладных статистических идей. Однако для успеха в совершенствовании статистической науки в целом необходимо совершенствовать методологию преподавания статистических дисциплин и осуществлять организационную модификацию статистических подразделений.

DOI: 10.15372/PHE20160117