МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ НАТЮРМОРТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
К.А. Кравченко, О.В. Шаляпин
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, 630126, г. Новосибирск, Россия kka-78@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая установка, профессиональное восприятие, рисунок натюрморта, поисковые форэскизы, упражнения, pedagogical mindset, professional perception, still life drawing, search brief sketches, exercises
Страницы: 195-202 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Аннотация
Авторы отмечают, что в основе обучения академическому рисунку на художественных факультетах педагогических вузов лежит организованнный процесс научного познания, а также овладения методологическими знаниями по академическому рисунку. Инструментом управления процессом обучения рисунку является педагогическая установка, которая позволяет пробудить у студентов целенаправленное видение натуры, продиктованное конкретными учебными задачами, а также личностно-оценочное отношение к процессу изображения. Педагогическая установка помогает последовательно и постепенно формировать профессиональные компетенции рисовальщика, так как очевидно, что процесс построения изображения каждый раз сопровождается определенными целями и задачами зрительного восприятия. Именно целевая установка создает определенную форму психической организации деятельности, обусловливая подвижность восприятия и активность формирования изобразительных представлений, что позволяет найти принципиальное направление для решения изобразительных задач. При этом количество установок определяется количеством этапов работы над изображением и методической последовательностью усложнения учебного материала. В статье обосновано утверждение, что базовым методом обучения академическому рисунку и постижения изобразительной грамоты является исследовательский метод. Его сущность обусловлена его функциями: на основе целенаправленного наблюдения формируется профессиональное художественное восприятие; организуется последовательное усвоение знаний, то есть применяются известные знания, приобретенные на ранних этапах обучения, для решения более сложных задач и в результате такого решения добываются новые знания, а также обеспечивается овладение методами научного и художественного познания в процессе изобразительной деятельности, то есть реализуется первоначальный замысел в академическом рисунке. В художественно-педагогическом образовании этот процесс традиционно начинается с изображения натюрморта, который является особенно ценным объектом для познания основ изобразительной грамоты, наглядно и доступно демонстрируя различные закономерности формы в пространстве и их композиционное взаимодействие. Авторы предлагают строить обучение рисунку натюрморта, используя комплекс последовательно усложняющихся заданий: поисковых, кратковременно-тренировочных и длительно-творческих. В результате каждое академическое задание будет представлено одной завершенной работой и серией форэскизов и упражнений - этапов изучения теоретических и практических вопросов изобразительной грамоты.
DOI: 10.15372/PHE20160119 |