СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СПОСОБОВ ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ В АКАДЕМИЧЕСКОМ РИСУНКЕ
К.А. Кравченко1, Н.П. Головачева2
1Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, 630126, г. Новосибирск, Россия kka-78@mail.ru 2Омский государственный педагогический университет, Набережная им. Тухачевского, 14, 644099, Омск, Россия 26gala.natali@mail.ru
Ключевые слова: система изображения, гармония, ритм, пространственно-ритмическая система изображения, system of the image, harmony, rhythm, spatial-rhythmic system of depiction
Страницы: 202-210 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Аннотация
Авторы анализируют способы графического изображения, развивающиеся в процессе эволюции изобразительного искусства, изменяющие характер, содержание, принципы и организационные формы. Современные ученые на основе анализа особенностей восприятия формы в процессе рисования предлагают следующую классификацию систем изображения: условно-схематическая, контурно-схематическая, конструктивно-пространственная, пространственно-пластическая, ассоциативно-тоновая. В статье отмечается, что процесс обучения рисунку строится на развитии систем графического изображения и в соответствии с ними. Исторически первой возникла система условно-схематического изображения, основанная на восприятии основных признаков натурного объекта и передаче этих признаков в рисунке (наскальные рисунки древних людей, каноны Древнего Египта, Средневековое искусство, Древнерусское искусство), при этом схематизм изображения является проявлением процесса последовательного упрощения формы. Система контурно-схематического изображения, развившаяся в искусстве Древней Греции, предполагает дифференцированное освоение элементарных закономерностей изображения. При этом формируется видение взаимосвязи опорных точек между собой при плоскостном восприятии объемной формы, развивается способность к анализу и сравнению пропорций, появляется точность передачи в изображении контура формы с помощью линейной перспективы. Художники эпохи Возрождения в качестве главной задачи рисовальщика определили научно-аналитическую работу, которая ориентирована на познание конструкции, сущности формообразования и является процессом познания образов натурных объектов. Авторы отмечают, что научно-методические разработки художников эпохи Возрождения и на сегодняшний день являются той необходимой базой для проектирования современных инновационных методик и дают возможность разрабатывать новые системы изображения. Задача современного педагога в процессе обучения рисунку - направить внимание студента от живого наблюдения к абстрагированию, от внешней формы натуры к ее конструкции, пропорциям, внутренней ритмической организации, направляя академический рисунок к разработке пространственно-ритмической системы изображения, которая проявляет себя в гармоническом построении рисунка на основе ритма.
DOI: 10.15372/PHE20160120 |