Малый и средний бизнес: инновационные приоритеты и проблемы развития
С.А. КУЗНЕЦОВА
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, просп. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия kuzosvet@mail.ru
Ключевые слова: инновационная система, инновационное поведение, малый и средний бизнес, инструменты государственной поддержки, innovation system, innovative behavior, small and medium-sized enterprises, public support tools
Страницы: 201-221 Подраздел: Экономика предприятий
Аннотация
Разнообразие точек зрения на вклад малого, среднего и крупного бизнеса в инновационное развитие России и подходов к исследованию этой проблемы свидетельствует о том, что данная область продолжает оставаться дискуссионным полем. В статье показаны причины того, почему малые и средние компании вносят незначительный вклад в инновационное развитие. На материалах опроса руководителей предприятий Новосибирской области выявлено, что для большинства предприятий характерна консервативная модель поведения. В новых экономических реалиях их инновационные цели по-прежнему связаны с обновлением и расширением производственных мощностей. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ как основы для разработки принципиально новой конкурентоспособной продукции заявлено в качестве приоритета только небольшим количеством обследованных компаний. Среди широкого спектра мер государственной поддержки предпринимательства, направленных на снижение институциональных и структурных барьеров, наибольшее значение для малых и средних компаний имеют финансовые инструменты. Помощь в развитии кооперационных связей и сетевых взаимодействий пока не осознана в качестве приоритетной.
DOI: 10.15372/REG20160212 |