ПЕДАГОГИКА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ТРЕБУЕТ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ
В.В. Фурсов
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, Россия, 117997, Москва, ул. Островитянова, 1
Ключевые слова: парадигма образования, педагогика третьего тысячелетия, новая педагогика, образование, социальное прогнозирование, глобальные вызовы, paradigm of education, pedagogy of the third Millennium, new pedagogy, education, social forecasting, global challenges
Страницы: 13-19 Подраздел: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена поиску парадигмы развития новой системы педагогики. Рассматриваются основные черты новой педагогики, к которым относятся преемственность более древних форм педагогических систем, а также подвижность, самонастраиваемость, трансформация, когнитивность, устойчивость и др. Создание новых педагогических концепций сверхактуально, оно предполагает осмысление на философском уровне недостатков существующей педагогической системы, определение первопричин явлений, несущих угрозы, и выработку другой парадигмы, в которую должны быть положены основы новых педагогических подходов и технологий. При этом необходимо учитывать, что формирование педагогики третьего тысячелетия следует начать с создания философии третьего тысячелетия - философии новой педагогики. Задача педагогики третьего тысячелетия - воспитание поколений, обладающих новым типом мировоззрения, основанного на парадигме бескризисного, эволюционного, устойчивого и гармоничного развития человеческой цивилизации. В основе нового мировоззрения должно лежать понимание, что человек - не царь природы, а лишь часть гармоничной вселенской среды обитания бесконечного количества видов живых существ, в равной степени заинтересованных в сохранении Вселенной и жизни на Земле.
DOI: 10.15372/PHE20160402 |