РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ГАРМОНИЗАЦИИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Д.В. Ушаков
Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8
Ключевые слова: стратегия, национальная политика, молодежь, система образования, межэтнические, межконфессиональные отношения, формально-бюрократический подход, strategy, national policy, youth, system of education, inter-ethnic, inter-confessional relations, formal and bureaucratic approach
Страницы: 89-98 Подраздел: ЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация
В статье исследуются региональные особенности реализации стратегии национальной политики в сфере образования. На примере Новосибирской области рассматриваются механизмы гармонизации этноконфессиональных отношений среди учащейся молодежи. Анализируются позитивные тенденции и негативные эффекты административно-командного регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений среди молодежи. Приводятся данные социологического исследования, которые свидетельствуют об усилении религиозности молодежи. Показано, что внедрение и расширение курса «Основы религиозных культур и светской этики» может привести к усложнению межконфессиональных отношений в будущем. Руководители школ отмечают, что административные требования обязательной регистрации детей мигрантов и их родителей переводят деятельность учреждений из образовательно-воспитательной в плоскость контролирующих функций и способствуют обособлению отдельных школ по этническому признаку. Принудительный порядок обязательного участия в массовых мероприятиях, направленных на воспитание патриотизма, приводит к усилению недоверия к этим акциям и психологической отчужденности их участников. По результатам исследования автор делает вывод, что учреждениями системы образования г. Новосибирска накоплен богатый положительный опыт по укреплению и гармонизации межэтнических отношений среди молодежи. При внедрении новых подходов в реализации этнокультурной и этноконфессиональной политики необходимо позитивно стимулировать творческий потенциал педагогов и учителей, самих учащихся, учитывать их потребности, тогда как усиление формализма и бюрократизма особенно опасно в этой сфере и способствует развитию негативных тенденций.
DOI: 10.15372/PHE20160409 |