Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.141.198.147
    [SESS_TIME] => 1732185436
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 52873bfc94727dcd1d136e674137b66c
    [UNIQUE_KEY] => e3e90e91d7f75a81693f3f42a9083a03
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

    [SESS_OPERATIONS] => Array
        (
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 4

ПРОБЛЕМА ФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИКЕ

А.А. Попов1, С.В. Ермаков2, П.П. Глухов1
1Новосибирский государственный технический университет, Россия, 630073, Новосибирск, Проспект Маркса, 20
Gluhovpav.pav@gmail.com
2Сибирский федеральный университет, пр. Свободный, 79, г. 660041, г. Красноярск, Россия
Ключевые слова: теория образования, дидактика, форма, educational theory, didactics, form
Страницы: 110-123
Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация

В современной теории и практике образования одним из центральных элементов является форма. От того, каким образом оформлено конкретное знание, учебный процесс и его содержательные единицы, во многом зависят конечные результаты и эффекты образовательных систем. Сегодня не уместно ставить вопрос о первичности формы или содержания, так как форма содержательна, а содержание оформлено. Данные категории имеют непосредственную взаимозависимость. Статья посвящена конкретизации одного из центральных понятий дидактики - понятию «форма». В работе осуществляется историческая реконструкция данного понятия и его герменевтический анализ. Проводится различение трех представлений о форме: как о структуре организации объекта, как о структуре организации ситуации и как о структуре субъекта. Показывается, что для современной дидактики форма - это не способ «упаковки» знания и не устройство процесса его трансляции, а структура организации деятельности. Обосновывается, что образование, выстроенное в репродуктивной форме, заведомо является догоняющим в отличие от образования, выстроенного в продуктивной форме, которое имеет шанс стать опережающим. Теория образования (дидактика) может рассматриваться как достаточно узкая прикладная дисциплина, с опорой на логические и психологические модели выстраивающая способы и схемы оптимальной организации процесса освоения и усвоения знания. Эта установка четко прослеживается как в классических исследованиях, предполагающих пассивную роль ученика как объекта обучения (с предельной точностью она была сформулирована И. Я. Лернером), так и в работах, выполненных в рамках деятельностного подхода, в которых ученик является субъектом, но субъектность редуцируется к логическим либо психологическим определениям. Возможна и иная установка: рассмотрение образования как практики философии с разворачиванием проблемы субъектности как проблемы включения человека в культурные практики и формы деятельности, его самоопределения и самоактуализации в качестве социокультурного субъекта, способного ставить собственные, а не присвоенные в процессе обучения цели и задачи. Такое понимание, развивавшееся в традиции классического европейского рационализма как философское понимание, достаточно абстрактно, поэтому выход на построение реальной теории образования требует одновременно как обращения к категориальной системе философии, в особенности к пониманию субъекта и формы, структурирующей, собирающей субъекта, так и к тем практикам в образовании, в которых так или иначе удерживается эта широкая рамка.

DOI: 10.15372/PHE20160411