ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕРИОДА 1980-2000-х ГГ
М.В. Соколов, М.С. Соколова
Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 maxma63@mail.ru
Ключевые слова: профессиональное декоративное искусство, народное прикладное искусство, художественные промыслы, художественное образование, professional decorative arts, folk applied arts, arts and crafts, art education
Страницы: 159-167 Подраздел: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Авторы отмечают, что в период 1980-2000 гг. существенно меняются роль декоративно-прикладного искусства в культурном пространстве страны и принципы его применения в образовании в целях развития личностных качеств подрастающего поколения, воспитании его художественной культуры. Анализ тенденций, происходящих в декоративном и станковом искусствах, позволил понять, что происходит резкое размежевание народного и профессионального видов искусства, идет процесс станковизации декоративного и народного искусства, декоративное искусство становится неотъемлемой частью средового подхода, станковые виды искусства начинают тяготеть к прикладным в контексте средового подхода, на художественных предприятиях выдвигается мастер-художник, чей труд отождествляется с промыслом как таковым. Это приводит к тому, что декоративно-прикладное искусство и промыслы превращаются в производство с образцами и копиями и, как следствие, к распространению в период 1970-1980-х гг. наиболее известных промыслов и видов декоративного искусства. В этот период копирование становится базой изучения промысла или вида прикладного искусства. В противовес такому отношению к бездумному распространению традиционных крупных российских промыслов возникает охранительная теория в искусствоведении и, как результат, региональный компонент в школьных программах. Региональный подход позволяет активнее включать в программу знакомство учащихся с местными художниками и мастерами декоративного искусства и народных промыслов. Таким образом, в школьных программах и программах дополнительного образования еще активнее идет процесс привлечения материалов по местным ремеслам и промыслам. В статье прослежена динамика исследований в области художественной педагогики, посвященных роли декоративно-прикладного искусства страны. Авторами на основе анализа научных исследований выделяются ряд направлений, в которых рассматривается включение декоративно-прикладного искусства в образовательный процесси которые являются определяющими для этого периода: 1) эстетического и трудового воспитания; 2) развития творчества во всех его проявлениях; 3) сохранения и развития народного и национального искусств; 4) внедрения методических и организационных разработок для проведения занятий; 5) совершенствования подготовки учителя по отдельным видам декоративно-прикладного искусства.
DOI: 10.15372/PHE20160415 |