НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРИРОДНО-СОЦИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ: НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
В.Н. Никитенко
Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, Россия, 679016, Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, 4 rsgilab@rambler.ru
Ключевые слова: природа, общество, народное образование, образовательная парадигма, интеграция, миссия, холизм, nature, society, public education, educational paradigm, integration, mission, holism
Страницы: 71-79 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Народное образование представлено как специфическое проявление всеохватного образовательного процесса в природно-социальной целостности. С позиций философии холизма, учения о ноосфере и синергетики обосновываются возможности образования в решении проблемы гармоничного сосуществования природы и общества. Автор исходит из того, что в сфере народного образования совершаются интеллектуальные и духовные изменения людей, а это находит отражение в ноосфере. Ноосфера в свою очередь влияет на состояние всего мироздания. Следовательно, в решении проблемы устойчивого развития необходимо полнее реализовать потенциал образования. При этом само образование, состояние которого в настоящее время официально оценивается как кризисное, нуждается в коренном изменении в направлении интеграции личности с окружающим миром. Предпосылки для таких изменений в реальной практике имеются и в ретроспективе, и в настоящее время. Об этом свидетельствует опыт древнегреческих «пайдейя-полисов», стран Европы в эпохи Возрождения и Просвещения, опыт восточноазиатских стран и СССР, современное «финское образовательное чудо», экспертные оценки миссии образования интеллектуальной элитой, разрабатываемые и реализуемые в разных регионах проекты развития социально-территориальных систем через образование и культуру. Предлагается искать выход образования из кризиса не только в самой системе образования, но и во всей природно-социальной целостности, составной частью которой являются человек и народное образование.
DOI: 10.15372/PHE20180108 |